Здоровье детей. Факторы рискаБезрукихМарьяна Михайловна д.б.н., профессор, академик РАО директор Института возрастной физиологии РАО г. Москва, ФИРО 29 марта 2011 г.
Здоровье – состояние полного физического, духовного (психологического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Устав ВОЗ. Женева, 1986 г.
Факторы, оказывающие влияние на состояние здоровья
Школьные факторы риска (ШФР), оказывающие негативное влияния на развитие и здоровье ребенка неадекватные требования и методики дошкольной подготовки;стрессовая тактика педагогических воздействий (эффект насилия, неадекватные требования, грубость, унижение, речевые атаки и т.д.);несоответствие методик и технологий обучения;нерациональная организация учебного процесса;конфликты с педагогами;конфликты со сверстниками;отсутствие системы психологического и педагогического сопровожденияУсиливают и осложняют ШФР: низкая квалификация педагогов; недостаточная квалификация специалистов (психологи, логопеды, медицинские работники); ограничение или недоступность консультативной помощи; неэффективного взаимодействия педагогов с родителями.
Факторы семейного риска (ФСР), оказывающие негативное влияния на развитие и здоровье ребенка нарушение психического здоровья родителей (депрессии, повышенная тревожность, конфликтность);антисоциальное поведение родителей (наркомания, алкоголизм);конфликты между родителями;проблемы детско-родительских отношений (жестокость, грубость, насилие, агрессия и др.);неадекватные требования, неэффективные меры воспитания, перегрузки (физические, эмоциональные);неэффективное взаимодействие с педагогами;Усиливают и осложняют ФСР: низкий уровень знаний родителей о возрастных и индивидуальных особенностях развития детей; ограничение или недоступность консультативной помощи специалистов (невролога, психолога, логопеда и т.п.); неэффективное взаимодействие родителей с педагогами; отсутствие системы широкого просвещения.
Социокультурные факторы риска, оказывающие негативное влияние на развитие и здоровье ребенка низкий уровень культуры здоровья в семье и в обществе;отсутствие системы профилактики вредных привычек;отсутствие системы просвещения родителей;высокий уровень нестабильности, напряженности, агрессивности в обществе;
Спасибо за внимание! Институт возрастной физиологии РАО119121 г.Москва, ул. Погодинская д.8 корп.2Тел/факс: (499) 245-04-33 [email protected] www.ivf-lab.com