* 900igr.net
* Воспитание общественное отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях направленного формирования личности
* Процесс воспитания сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями
* Система воспитания совокупность методов и приемов, посредством которых осуществляется процесс формирования личности
* Коллектив (от лат. colligere - собирать) любая организация, группа людей (на заводе, в цехе, бригаде, УПО, студенческой группе и т.д.) высокий уровень развития группы
* Коллектив группа людей, которых объединяют общие цели, имеющие целый смысл, и совместная деятельность, в процессе которой ее участники вступают в определенные отношения, характеризующиеся правильным разделением между ними функций ответственности и зависимости, при постоянной взаимной поддержке и товарищеской взаимопомощи
* коллектив малая группа малая группа малая группа малая группа Малая группа – небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием
* Классификация групп формальные неформальные временные стабильные
* Основные признаки коллектива объединение людей во имя достижения определенной социально одобряемой цели добровольность объединения целостность — это система делительности, совместной с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления коллектив — особая форма взаимопонимания между людьми, которая обеспечивает признак развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива
* Стадии развития коллектива Макаренко: 1. педагог как субъект управления 2. характеризуется тем, что педагог начинает опираться на актив 3. субъектом управления выступает коллектив
* Стадии развития коллектива Ковалев: Стадия первичного синтеза Члены группы знакомятся друг с другом, с руководством. Начинается адаптация людей к условиям труда, руководителю, его требованиям и друг к другу. Руководитель объясняет задачи, которые необходимо решать, он пока единоличник Стадия дифференциации Знакомство людей, определение актива и пассива, четкое очерчивание функций людей, руководитель опирается на актив Стадия вторичного синтеза Общность установок, интересов. Субъектом управления является коллектив, вся группа
* Параметры для оценки развития группы (Ушанский) нравственная направленность группы подготовленность группы организационное единство группы психологическая коммуникативность
* Классификация групп номинальная группа ассоциация кооперация корпорация коллектив
* Фазы развития коллектива (А.В.Петровский) адаптация личности в коллективе индивидуализация интеграция личности в коллективе
* Функции коллектива включение личности в высокоэффективную полезную деятельность (общественную) вовлечение в общественно-политическую жизнь общества, привлечение к участию в управлении нравственное воспитание личности, а в отдельных случаях - перевоспитание функция создания для личности психологии комфорта
* Структура коллектива формальное лидерство роли нормы статус состав
* На установление дружеских отношений между людьми влияют личностные характеристики взаимодействующих частота встреч, а также ожидание того, что эти встречи будут происходить достаточно часто в будущем успешное функционирование коллектива наличие одной цели широкое участие всех членов коллектива в принятии решения
* Основные признаки развитого коллектива идейная общность сплоченность членов коллектива на основе общественно значимых целей деятельности взаимная требовательность и ответственность управляемость устойчивость взаимопомощь обеспечение всестороннего развития и реализации целей каждого члена коллектива
* Студент (от лат. studens — стремящийся к чему-либо, интересующийся чем-либо)
* Студент как человек определенного возраста и как личность характеризуется с трех сторон: психологической (направленность, темперамент, характер, способности) социальной (общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе) биологической (тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост)
* Показатель воспитанности общественная направленность, выражающаяся во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях личности
* Виды направленности «на себя» (быть здоровым, жить весело, развлекаться) «на объект» (наличие интересного дела, увлеченность занятием) «на других людей» (желание помочь окружающим, наличие друзей)
* Инструкция для кураторов Томского технологического института, утверждена в 1903 г. Императором Николаем II «ходатайствовать перед академическими органами об удовлетворении уважительных и в законных формах заявленных нужд и потребностей студентов, … а также заботиться об удовлетворении духовных и материальных потребностей студентов, … в том числе устройства научных и литературных кружков, учреждения кружков для занятий искусствами, физическими упражнениями, организации студенческих библиотек и читален, столовых, чайных, кассы, приходить студентам на помощь при искании дешевых и здоровых квартир»
* Изменения в системе образования для студента организационные методические содержательные в целях и направлениях в качестве «территории» в профессиональном самоопределении потребность участия в экономической, политической и общественной жизни общества
* Основные задачи классного руководителя организация воспитывающей и развивающей деятельности организация и развитие коллектива помощь в становлении личности ученика, создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей
* Задачи взаимодействия классного руководителя с учащимися и их родителями социальные диагностическо – этические нравственные индивидуально- практические
* Функции классного руководителя диагностирующая коммуникативная воспитательная проектирующая организационно - деятельностная развивающая методическая стимулирующая оценивающая охранно-защитная корректирующая
* Качества и способности классного руководителя профессионально - значимые качества, способности, умения, навыки всесторонность, гармоничность и целостность развития положительная Я-концепция (твердая уверенность в импонировании другим людям; уверенность в способности к тому или иному виду деятельности; чувство собственной значимости ) любовь к людям, умение общаться с ними, доверие, понимание, терпение, отзывчивость, доброжелательность, искренность во взаимоотношениях высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора, находчивость твердость и решительность характера, уверенность в себе, сила воли, самоотдача разнообразие эмоциональной жизни высокий уровень развития всех психических свойств: восприятия, воображения, памяти и т. д.
* Знания классного руководителя знания особенностей развития личности и детского коллектива психолого -педагогические знания общие знания (из разных областей жизнедеятельности человека)
* Умения и навыки классного руководителя диагностические проектировочные практические оценочные рефлексивные
* Педагогические способности классного руководителя дидактические перцептивные (профессиональная зоркость, педагогическая интуиция) суггестивные (способности к внушению, заключающиеся в силе непосредственного волевого влияния на воспитанника) коммуникативные экспрессивные выразительные эмоциональная устойчивость способность владеть собой оптимистическое прогнозирование креативные (способность к творчеству) научно – познавательные
* Критерии эффективности воспитательной работы со школьным ученическим коллективом уровень организации коллектива в учебной и внеучебной работе уровень учебной мотивации разнообразная и интересная внеучебная жизнь постоянный рост уровня воспитанности уровень развития коллектива степень развития сотрудничества с классным руководителем контакты с семьями учащихся, активность участия родителей в воспитательном процессе глубина и серьезность работы с трудными учащимися комфортность и защищенность каждого воспитанника
* Критерии эффективности воспитательной работы с ученическим коллективом упорядоченность жизнедеятельности коллектива училища (взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности, скоординированность воспитательных воздействий, их необходимость и достаточность, разумное размещение в пространстве и во времени) обогащенность педагогов новыми знаниями, умениями, навыками и арсеналом средств педагогического воздействия количество и качество новизны в учебно-воспитательном процессе эмоциональная насыщенность жизни училища в сочетании с разумной деловитостью
* Критерии эффективности воспитательной работы с ученическим коллективом творческое содружество педагогов и учащихся, взаимное обогащение педагогического и ученического коллективов достаточная степень приближенности реальных ценностей учащихся к идейно- нравственным ценностям общества самочувствие учащихся и педагогов в училище, коллективе, удовлетворение личностных, социальных ожиданий, чувство собственного достоинства учащихся подготовленность выпускников к труду и интеграции в обществе, их конкурентоспособность
*