Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Балтийского муниципального района детский сад № 6 Педагог-психолог Земскова Н.В. Психологическое сопровождение педагогов в условиях реализации ФГОС Влияние позиции воспитателя в формировании активной познавательной деятельности дошкольника 2016 год
Чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям
Семь воспитательских позиций Каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций
«Взрослые глазами детей» Выберите из предложенных педагогических позиций позицию, которая наиболее близка Вам или составьте личную комбинацию: Карабас–Барабас; Мальвина; Красная Шапочка; Спящая Красавица; Наседка; Снежная королева; Мери Поппинс.
Карабас-Барабас Девиз: «Дрессировка – лучший метод» Стиль общения –позиция крика, силы страха, наказания; Агрессивная натура; Держит всех в страхе; Подавляет инициативу ребенка; Минусы: У детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем знаний, умений, навыков; У детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе), которая в конечном итоге приводит к двойной морали;
Мальвина Девиз «Я все знаю лучше всех и все должны мне подчиняться» Считает себя умнее всех; Любит учить, требует, чтобы все ее слушали; Не любит возражений, раздражается, когда ее не понимают; Никого близко к себе не подпускает; Делает много замечаний; Речь назидательная; Минус: никого близко к себе не подпускает (если она даже любит какого – то ребенка, то ближе, чем на расстояние вытянутой руки она его не подпускает). Назидательная речь «Мальвины» не дает возможность передать знания детям. Нарушается взаимопонимание между воспитателем и ребенком.
Красная Шапочка У «Красной шапочки» всегда хорошее настроение, на лице улыбка; Везде видит один позитив (дома все хорошо, на работе одна только помощь: всеобщая внешняя и внутренняя радость); Речь эмоциональна, на повышенном тоне; Если ребенок обращается к «Красной шапочке» с просьбой о помощи в решении какой – либо проблемы, она всем своим видом показывает, что не стоит обращать на это внимание, ведь жизнь прекрасна; Девиз «Все будет хорошо!»
Красная Шапочка Плюс: своим примером показывает ребенку, как надо радоваться жизни и получать удовольствие; Минус: В состоянии радости человек громко и эмоционально говорит, не замечая состояние других людей; Если ребенок находится в страхе или переизбытке от такой эмоциональной речи он отстраняется от воспитателя; Такая позиция приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий;
Спящая красавица Девиз: « Что воля, что неволя – все равно. День заканчивается и я пойду домой» Пессимистический настрой; Фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми; Безразличное отношение к образовательному процессу; Речь не эмоциональна и мало выразительна; Производит впечатление усталого человека;
Спящая красавица Минусы: Дети, как в зеркальном изображении переносят поведение на собственное; С безразличным воспитателем, дети становятся неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за третье;
Наседка Все делает за детей сама, опережает действия ребенка; Старается всем помочь, суетлива; Каждый ребенок на виду; Дети всегда опрятные, чистые; В речи преобладают уменьшительно – ласкательные существительные, сюсюканье; Не дает детям проявлять самостоятельность; Плюс позиции для родителей. У этого воспитателя дети всегда ухоженные, опрятные. «+» для здоровья детей. Минус: не формируется самостоятельность детей.
Снежная королева Девиз: «Цель Снежной королевы — власть над миром» Минусы: У детей не развивается творчество; Дети становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению; Самооценка детей занижена; Безупречны внешний вид; Речь правильная, присутствуют нотки строгости; Достичь власти Снежная королева может только одним способом — подменить осмысленную человеческую деятельность формальной системой операций;
Мери Поппинс Девиз: «Ничему не учить, не воспитывать специально, а создавать ситуации, в которых ребенок захочет развиваться» Очень творческий человек; Речь спокойная, выразительная; Для воспитателя важно – дети; она понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т.е. она знает детей как бы «изнутри»; Детей развивает в игровой форме; Дети её очень любят, а родители уважают; Плюсы: К каждому ребенку находит подход; Преследует одну единственную цель — развитие ребенка; Обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка;
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!