Современное высшее образование: формирование компетентности специалиста
Обучение в школе Получение базовых знаний, умений и навыков по естественно- научным и гуманитарным дисциплинам Интеллектуальное, культурное и физическое развитие школьников для обучения в профессиональном учебном заведении Школьное образование получают все.
Обучение в вузе Значительное повышение своего научно-теоретического и культурного уровня Приобретение умения работать на современном уровне по специальности
Обучение в вузе Научиться жить в социуме (в обществе), взаимодействовать с другими людьми, быть гражданином, быть готовым создать семью, воспитывать следующее поколение. Высшее образование получают лучшие, элита общества. Задача вуза – сформировать личность.
Что такое высшее образование? Высшее образование – формирование личности человека как профессионала, способного успешно выполнять производственные задачи и взаимодействовать с другими людьми.
Какое образование надо получить? Образование должно соответствовать требованиям времени. Требования вырабатывает жизнь.
Характерные черты XXI века Глобализация Всеобщая коммуникация Постоянная модернизация Информатизация
Мировые тенденции развития высшего образования Студентоцентризм В центре внимания – достижения студента Студент – активный участник образовательного процесса, возрастает роль его самостоятельной работы Повышаются права студента, самостоятельность и ответственность
Мировые тенденции развития высшего образования Компетентностно-ориентированное образование Образование нацелено на результат, умение успешно жить и работать Результаты образования – усвоенные знания и сформированные компетенции, в том числе социально-личностные
Мировые тенденции развития высшего образования Массовость высшего образования Проблема качества образования Многоуровневость: в мире – бакалавр, магистр, доктор; в Беларуси – специалист, магистр, кандидат наук, доктор наук
Мировые тенденции развития высшего образования Образование через всю жизнь Невозможно получить знания на всю жизнь В вузе необходимо: получить базовые знания и компетенции, научиться учиться, сформировать мотивацию к самообразованию и самосовершенствованию
Высокое качество образования – соответствие требованиям потребителей: Студента (его родителей) Общества и государство Работодателей
Общие цели Все потребители должны ценить не дипломы, не только знания, а готовность действовать на основе знаний, умений и навыков, т.е. компетентность
Компетенция/компетентность Характеристика личности специалиста, определяющая готовность использовать свой потенциал (знания, умения, опыт и личные качества) для успешной деятельности в определенной социальной или профессиональной области.
Компетентность- характеристика интегральной деятельности специалиста (компетентный врач, компетентный преподаватель). Компетентность- характеристика интегральной деятельности специалиста (компетентный врач, компетентный преподаватель). Компетенция- характеристика одного качества или одной области деятельности. Это структурная единица компетентности.
Структура компетенций В белорусских стандартах: Социально-личностные Академические Профессиональные В российских стандартах: Общекультурные (ОК) Профессиональные (ПК)
Результаты обучения должны позволить: Студентам- видеть, что от них ожидается; Преподавателям- уделить главное внимание будущим достижениям студентов; Работодателям- получить информацию о возможностях выпускников.
Эссе «О себе, учебе в университете и профессии» Что бы Вы хотели рассказать о себе? Ваши жизненные и профессиональные предпочтения. Почему Вы поступили на эту специальность? Какие социально-личностные и академические компетенции, требуемые образовательным стандартом, для Вас предпочтительнее. Почему? Каким образом Вы хотели бы их совершенствовать? Что Вы знаете о будущей профессии и требованиях образовательного стандарта к профессиональным компетенциям по Вашей специальности?