"Типичные ошибки и затруднения организации ученического самоуправления в образовательных учреждениях России" © А.С. Прутченков, Т.Г. Новикова, 2010 900igr.net
Затруднения – это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути. Ошибки – это серьезные просчеты, которые приводят к искажению педагогической сути ученического самоуправления, к его деформации и отторжению как педагогическим, так и ученическим коллективом.
Чаще вспоминайте Закон Перлцвейга: "Кто долго "ходит вокруг" педагогической проблемы, иногда находит верное решение". Из новых Законов Мерфи
Классификация ошибок и затруднений
Ошибка № 1-п. "Смешение организационных форм детской активности: самоуправления молодежной общественной организации и ученического самоуправления". Ученическое самоуправление Самоуправление общественной организации
Ошибка № 2-п. "Подмена модели ученического самоуправления моделью воспитательной системы". Модель ученического самоуправления Модель воспитательной системы образовательного учреждения
Ошибка № 3-п. "Восприятие ученического самоуправления только как игры "День дублера". Постоянно действующая модель ученического самоуправления Разовая игровая модель "День дублера"
Ошибка № 4-п. "Изоляция органов ученического самоуправления от жизни остальных учащихся". Постоянный актив ученического самоуправления Весь коллектив учащихся
Ошибка № 5-п. "Абсолютизация принципа "Сначала делается то, что хотят учащиеся".
Ошибка № 6-п. "Подмена ученического самоуправления системой коллективных творческих дел (КТД)".
Ошибка № 7-п. "Использование в структуре органов самоуправления правоохранительной системы, включая прокуратуру".
1-м. Неточные, "размытые" формулировки цели и задач создания ученического самоуправления. 2-м. Слабая проработка структуры ученического самоуправления, наличие лишних звеньев. 3-м. Серьезные юридические "промахи" при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления. Вторая группа. "Ошибки и затруднения, связанные с качеством модели ученического самоуправления" 4-м. Чрезмерное увлечение масштабными моделями типа "Каждый класс (учебная группа) - республика". 5-м. Высокая степень "наукообразия" при описании модели ученического самоуправления.
Ошибка № 1-м. "Неточные, "размытые" формулировки цели и задач создания ученического самоуправления".
Ошибка № 2-м. "Слабая проработка структуры ученического самоуправления, наличие лишних звеньев".
Ошибка № 3-м. "Серьезные юридические "промахи" при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления".
Ошибка № 4-м. "Чрезмерное увлечение масштабными моделями типа "Каждый класс (группа) - республика".
Ошибка № 5-м. "Высокая степень "наукообразия" при описании модели ученического самоуправления".
1-ф. Отсутствие или низкое качество нормативной базы, регулирующей деятельность ученического самоуправления. 2-ф. Отсутствие подготовки активистов и органов ученического самоуправления. 3-ф. Слабая методическая подготовка педагогов. 5-ф. Отсутствие или недостаток специально отведенного времени. 4-ф. Отсутствие или недостаток необходимых "служебных" помещений, оргтехники, расходных материалов и т.д. Третья группа. "Ошибки и затруднения, связанные с обеспечением функционирования ученического самоуправления"
Ошибка № 1-ф. "Отсутствие или низкое качество нормативной базы, регулирующей деятельность ученического самоуправления".
Ошибка № 2-ф. "Отсутствие подготовки активистов ученического самоуправления".
Ошибка № 3-ф. "Слабая методическая подготовка педагогов".
Ошибка № 4-ф. "Отсутствие или недостаток необходимых "служебных" помещений, оргтехники, расходных материалов и т.д.".
Ошибка № 5-ф. "Отсутствие или недостаток специально отведенного времени".
1-о. Изоляция органов ученического самоуправления от деятельности педагогического совета и родительского комитета. 2-о. Излишнее администрирование, контроль над органами ученического самоуправления. 3-о. Игнорирование проблем ученического самоуправления со стороны взрослых. Четвертая группа. "Ошибки, связанные с отношением к ученическому самоуправлению" 4-о. Практическое игнорирование возможностей родительской общественности. 5-о. Замкнутость деятельности ученического самоуправления на проблемах образовательного учреждения.
Ошибка № 1-о. "Изоляция органов ученического самоуправления от деятельности педсовета и родительского комитета".
Ошибка № 2-о. "Излишнее администрирование, контроль над органами ученического самоуправления".
Ошибка № 3-о. "Игнорирование проблем ученического самоуправления со стороны взрослых".
Ошибка № 4-о. "Игнорирование возможностей родительской общественности".
Ошибка № 5-о. "Замкнутость деятельности ученического самоуправления на проблемах учреждения".
1-с. Формализация внедрения ученического самоуправления. 2-с. Перенос профессионального стиля общения с занятий на деятельность по самоуправлению. 3-с. Смещение акцента работы ученического самоуправления только на досуговую деятельность. Пятая группа. "Ошибки и затруднения, связанные с педагогическими стереотипами" 4-с. Изоляция ученического самоуправления от законотворчества, "поручение" только исполнения уже принятых планов. 5-с. Использование формальных выборов органов ученического самоуправления. 6-с. Включение педагогов в состав органов ученического самоуправления.
Ошибка № 1-с. "Формализация внедрения ученического самоуправления".
Ошибка № 2-с. "Перенос профессионального стиля общения с занятий на деятельность по самоуправлению".
Ошибка № 3-с. "Смещение акцента работы ученического самоуправления только на досуговую деятельность".
Ошибка № 4-с. "Изоляция ученического самоуправления от законотворчества, "поручение" только исполнения уже принятых планов".
Ошибка № 5-с. "Использование формальных выборов органов ученического самоуправления".
Ошибка № 6-с. "Включение педагогов в состав органов ученического самоуправления".
Помните правило Бертрана Рассела: "Не беспокойтесь насчет того, каким образом избежать педагогических ошибок, - по мере того, как вы будете становиться старше, они сами начнут вас избегать. Но это правило распространяется только на тех, кто постоянно работает над собой". Из новых Законов Мерфи
Прутченков А.С., профессор, доктор педагогических наук, кафедра развития образования АПК и ППРО Адрес: [email protected] Сайт: http://aspru.com Портал: www.5values.ru Новикова Т.Г., профессор, доктор педагогических наук, зав.кафедрой развития образования АПК и ППРО [email protected]