Хронологическая грань между периодами отрочества (13-15 лет) и юностью, особенно ранней (15-18 лет) условна. Хронологическая грань между периодами отрочества (13-15 лет) и юностью, особенно ранней (15-18 лет) условна. В этом возрасте, как никогда, сказывается закон неравномерности индивидуального развития.
Ценнейшее психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира.
Обретают способность погружаться в себя, наслаждаются своими внутренними переживаниями Обретают способность погружаться в себя, наслаждаются своими внутренними переживаниями Открывают целый мир новых чувств, красоту природы, звуки музыки, ощущение собственного тела Приходит чувство одиночества, страх одиночества, ощущение пустоты, которую необходимо чем-то заполнить
Повышается избирательность общения, потребность в уединении Повышается избирательность общения, потребность в уединении
Чувство текучести времени, необратимости- понятие смерти-смятение-ужас Чувство текучести времени, необратимости- понятие смерти-смятение-ужас Поиски смысла жизни- как прожить лучше отпущенный срок
На первый план выступают мнение сверстников и самооценка своих достижений в разных видах деятельности: На первый план выступают мнение сверстников и самооценка своих достижений в разных видах деятельности: Учеба; Спорт; Любительские занятия
Самая важная группа- школьный класс, учебный или производственный коллектив Самая важная группа- школьный класс, учебный или производственный коллектив Положение в коллективе влияет на самочувствие, поведение подростка Огромная роль- неформальному общению
Выглядеть как все Выглядеть как все Разделять общие увлечения
Внешний вид говорит о статусе, уровне притязаний, вкусах Внешний вид говорит о статусе, уровне притязаний, вкусах Встречаясь с новыми людьми юноша часто оказывается в ситуации «смотрин»- отсюда- ценность броских аксессуаров, рассчитанных на привлечение внимания
Велика потребность в интимной дружбе; Велика потребность в интимной дружбе; Уровень откровенности с друзьями выше, чем с другими людьми, особенно, с родителями Юношеская дружба- обнополая
Для юноши- взаимопомощь, верность Для юноши- взаимопомощь, верность Для девушки- эмоциональная близость, «понимание»
Биологию пола; Биологию пола; Иметь представления о социальных и психологических проблемах в ранних браках; О трудностях материнства; О материальных проблемах молодой семьи и др.
1. Рассогласованность чувственно-эротических и любовно романтических переживаний и отношений 1. Рассогласованность чувственно-эротических и любовно романтических переживаний и отношений 2. Экспериментальный характер подростковой и юношеской сексуальности- ее «экспериментальный» характер
- проблема смысла жизни, цели - проблема смысла жизни, цели Очень многие не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы на «потом» (иждевенческая установка); - необходимо радоваться, ценить настоящее, но и думать о будущем (жизненный план, ресурсы, выбор профессии)
Спасибо за внимание!!!! Спасибо за внимание!!!!