ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД (11-17 лет) Выступающий: доцент кафедры практической психологи образования КГПУ кандидат психологических наук БУРАЧЕВСКАЯ Елена Олеговна
Факторы, порождающие проблемы психического развития в подростковом возрасте: биологическая перестройка организма, приводящая к дисгармонии различных его систем; неразрешенные проблемы предшествующих этапов развития; ограниченные возможности социальных институтов (здравоохранения, досуга, социального контроля, образования) в удовлетворении потребностей подростков; проблемная, дисгармоничная семья.
Возможные проблемы психического развития в данном возрасте: В учебной и познавательной деятельности. В личностной, межличностной сфере: а/ самоотношение – самопознание – самопринятие (беспомощность: «Я недостаточно хороший»); б/ взаимоотношения со сверстниками (непринятие, изоляция: «Я чужой»); в/ взаимоотношения в семье (стремление к независимости и самостоятельности, потребность в любви и понимании); г/ ответственность – несформированность ответственности. В эмоциональной сфере: проблемы, связанные с сексуальными переживаниями, сексуальное насилие, беременность, потребность в любви, подростковый суицид.
Причины проблем развития познавательных процессов: формализм в усвоении знаний на предшествующих этапах обучения; когнитивный диссонанс – несоответствие между знаниями и умениями; расхождение между психическими возрастными изменениями и неразвивающейся системой учебной деятельности; несформированность учебных навыков, необходимых для обучения на новой ступени; снижение мотивации учения под влиянием предшествующих неудач в учебной деятельности; несоответствие актуального уровня развития познавательных процессов и требований к ним со стороны учебной деятельности; потребность общаться и быть понятым и отсутствие умения вести диалог.
Некоторые особенности развития памяти и мышления школьников В возрасте 11-12 лет наблюдается высокая продуктивность как мнемических, так и мыслительных функций. В возрасте 13-14 лет, когда школьники переживают интенсивные пубертатные перестройки, в продуктивности мнемических и мыслительных функциях наблюдается понижение. В возрасте 15-17 лет картина значительно меняется. В момент понижения продуктивности мнемической функции наблюдается интенсивный рост мыслительных способностей.
Причины трудностей в формировании ответственности последствия неразрешенной проблемы дошкольного периода: «автономия – чувство вины»; гиперопека или жесткий контроль со стороны родителей; отсутствие передачи родителями ребенку ответственности в соответствии с возрастными возможностями на предшествующих этапах развития; процесс обучения в образовательном учреждении, не предполагающий развитие ответственности.
Причины проблем развития в сфере нарушенных взаимоотношений с родителями родители не готовы принять те изменения в развитии своих детей, которые произошли и происходят; ригидное отношение, сформировавшееся на предшествующих этапах развития ребенка; авторитарный стиль воспитания и общения родителей с подростком; противоречие между требованием родителей проявлять просоциальное поведение и невыполнением его самими родителями; неудовлетворение со стороны родителей потребностей подростка, ожидаемых им (безусловной любви, понимания); нарушение контакта с родителями в «больных семьях».
Основные тенденции развития Я-концепции подростков Обособление самооценки от оценок окружающих. Самооценка выступает как регулятор поведения. Неустойчивость самооценки.
Причины проблем развития, обусловленных взаимоотношениями со сверстниками противоречие между потребностью занять достойное положение в группе сверстников и невозможностью ее удовлетворить; несформированность конструктивных социальных навыков (усвоение социальных навыков агрессивного поведения может происходить внутри семьи, где родители разрешают конфликты в ссорах); личностные особенности, которые не принимаются группой сверстников; необоснованная агрессивность; плохой самоконтроль; стремление сводить счеты; невоспитанность, грязный и неряшливый внешний вид.
Причины возникновения проблем в связи с половым созреванием появление полового влечения и невозможность его удовлетворить; наличие полового влечения и отсутствие опыта его переживания и совладания с ним; рост интереса к противоположному полу и отсутствие навыков социального (сексуального) поведения.