Программа формирования ассертивности у студентов, обучающихся на психолого-педагогических факультетах
Актуальность исследования Человек в своей профессии не всегда от рождения обладает полным набором необходимых качеств для своей профессии. Профессия педагога психолога как одна из т.н. помогающих профессий предполагает наличие у специалиста такой базовой компетенции как уверенность в себе или ассертивность.
Целевая группа. Продолжительность программы Студенты, обучающиеся на психолого-педагогических факультетах высших учебных заведений Продолжительность программы – 4 занятия по 3 часа
Цель овладение навыками уверенного поведения в межличностных отношениях, выработка такого поведения, которое является приемлемым не только для индивида, но и общества в целом.
Задачи отработка навыков уверенного поведения и саморегуляции; всесторонний анализ сильных и слабых сторон личности участника, направленный на формирование чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе; овладение психотехническими приемами, направленными на создание положительного образа "Я".
Ожидаемые результаты повышение профессиональной самооценки упрощение ведения двухстороннего общения
Теоретические положения Ассертивность – способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других людей (Психологический словарь) Саморегуляция — 1) умение справляться с волнением в напряженных ситуациях (Пахальян В.Э. Психолого-педагогическая консультация в школе. 1987. №3. С. 103); 2)приемы управления своим внутренним состоянием (Рогов Е.И. Программа работы психолога в пионерском лагере. 1990. №3. С. 108). «Образ Я» (или я - концепция) - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.
Тематический план занятий
Подготовительный этап: диагностика индивидуально-психологических особенностей, влияющих на ассертивное поведение личности, используя, опросники в форме самоотчета: Вопросник разрешения конфликтов, Опросник ассертивности Вольпе - Лазаруса, Уровень уверенности в себе Ф.Зимбардо (модификация А.Г. Грецова). Диагностика дает информацию о начальном уровне ассертивности личности, выявляет особенности поведения, препятствующие эффективному общению, которые индивид сможет корректировать в процессе прохождения программы.
Занятие 1. Знакомство Упражнение «Имя» Упражнение «Рисовай-ка» Введение правил Упражнение «Сквозь кольцо» Упражнение «Считаем до…» Упражнение «Подарок»
Упражнение «Имя» Участники становятся в круг, называют свое имя и качество, которое начинается на первую букву имени, и бросают мяч любому из участников. После того как каждый участник представился, участники перебрасывают мяч, называя имя адресата. Затем игра усложняется: вводится второй и третий мяч. Если участник решил взять другое имя, то, представляясь, он называет и настоящее, а потом объясняет, почему решил его сменить. Может быть, те имена, которые были взяты, потом и не понадобятся, но если нужно, каждый сможет взять свою табличку и, например, что-то рассказать о себе под другим именем.
Сейчас нарисуйте, пожалуйста, то чувство, которое мешает вам во время общения, которое вам не приятно, из-за которого вы чувствуете себя не уверенно. Сверху напишете название этого чувства. На задание отводится 15 минут. Сейчас нарисуйте, пожалуйста, то чувство, которое мешает вам во время общения, которое вам не приятно, из-за которого вы чувствуете себя не уверенно. Сверху напишете название этого чувства. На задание отводится 15 минут. А теперь, нарисуйте то чувство, с помощью которого вы справляетесь с тем чувством, которое вы написали на первом рисунке, с помощью которого вам приятно и интересно общаться. Сверху также напишите название этого чувства. На это дается также максимум 15 минут. Когда вы закончите рисовать, возьмите первый листок, где нарисовано и написано чувство мешающее вам в общении, и к написанному слову сзади листа напишите по 5-10 прилагательных, поясняющих его. То же самое проделайте со вторым листом, на котором нарисовано и написано приятное вам чувство.
Введение правил Участникам будут предложены правила поведения на группе, которые распространяются как на участников группы, так и на руководителей. После каждого пункта проходит голосование за принятие (непринятие) данного правила. На обсуждение правил отводится максимум 20 минут. Когда правила приняты, ведущий достает листок с крупной надписью данных правил, которые после этого всегда лежат в середине круга. Дается обещание соблюдать правила. Ведущий произносит слово “обещаю”, участники группы – тоже. Правила группы: “Здесь и теперь”; “Каждый имеет право сказать “нет”; Искренность и открытость; Принцип Я; Безоценочность суждений; Активность; Конфиденциальность
Упражнение «Сквозь кольцо» Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, крайнему дается гимнастический обруч. Задача участников: не размыкая рук, «просочиться» через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на другом конце шеренги. Можно передавать кольцо, а можно, наоборот, двигаться самим, пролезая сквозь него. После двух-трех раз участники замыкают шеренгу в кольцо. Психологический смысл упражнения. Координация совместных действий, сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции. Обсуждение. Что помогало выполнить упражнение, а что мешало?Было ли решение групповым? Как можно усовершенствовать способ передачи обруча?
Упражнение «Считаем до…» Участники должны по очереди называть числа от 1 до 20, если начинают говорить сразу два человека, нужно считать сначала. Затем счет ведется с закрытыми глазами.
Упражнение «Подарок» Каждый участник по очереди называет предмет, качество или явление, которое он хочет подарить группе. В заключение работы участники делятся впечатлениями, пожеланиями, новыми знаниями. Идет обратная связь с группой по оценке работы. Ведущий благодарит группу и прощается.
Занятие 2. Уверенность в отношениях Медитация-визуализация “Судно, на котором я плыву” Упражнение “Броуновское движение” Упражнение «Оправдай позу» Упражнение «Три способа поведения»
“Судно, на котором я плыву”. На это упражнение отводится приблизительно около 1 часа – 1часа 20 минут. Далее необходимо нарисовать то, что видели и что хочется. Может это будет ваш корабль, может просто море, а может капитан или еще что-то, увиденное только вами. На рисунок дается максимум 20минут. По окончании упражнения каждый по кругу может сказать в двух словах: кто как себя чувствует?
“Броуновское движение”. Цель: помочь каждому участнику выяснить, чего хочет его тело. Группа изображает броуновское движение: участники ходят по помещению, не вступая ни в какие контакты. Потом, по сигналу, они могут вступать в любые невербальные контакты друг с другом. При этом они должны прислушиваться к своим ощущениям: что с ними происходит, когда другие пытаются идти на контакт с ними, и что происходит, когда они пытаются идти на контакт, а им идут или не идут навстречу. После этого задача усложняется: участники должны передвигаться с закрытыми глазами и, столкнувшись с другим участником, пытаться опознать друг друга.
«Оправдай позу» Участники двигаются по комнате. По хлопку все замирают в какой-то позе (как в детской игре «Море волнуется»). Затем каждый по очереди, «оживая», должен оправдать свою позу, т.е. выполнить действие, объясняющее положение его тела. Психологический смысл: формирование навыков контроля напряжения мышц, раскрепощение, создание доверительно атмосферы для дальнейшей работы.
«Три способа поведения» Цель упражнения: демонстрация уверенного поведения в конфликтной ситуации посредством сравнения с другими стилями. Тренировка уверенного поведения. Обсуждение и осознание плюсов и минусов каждого из стилей поведения. Участники разыгрывают сценки конфликтных ситуаций, в которых им дается задание вести себя в соответствии с одним из стилей поведения: застенчиво (говорить виноватым тоном, тихим голосом, соглашаться возражениями собеседника), уверенно (говорить спокойно, умеренно-громко, глядя прямо на собеседника, настойчиво излагать свои требования и при необходимости повторять их, не прибегать к обвинениям и угрозам), агрессивно(говорить громко, энергично жестикулировать, требовать, приказывать, угрожать). Каждая сценка проигрывается трижды (1-2 минуты на повтор), в парах. Один из партнеров ведет себя согласно какому-либо стилю, другой – так, как считает нужным.
Занятие № 3 Упражнение «Преувеличение или полное изменения поведения» Обсуждение рисунков.
«Преувеличение или полное изменения поведения» Цель: формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения. Это ролевая игра, в которой членам группы дается возможность проиграть свои внутриличностные конфликты. Разыгрывание ролей используется для расширения осознания поведения и возможности его изменения. Участник сам выбирает нежелательное личное поведение, или группа помогает ему выбрать поведение, которое им не осознается. Если член группы не осознает этого поведения, он должен преувеличить его. Например, робкий член группы должен говорить громким авторитарным тоном, постоянно хвастаясь. Если же участник осознает поведение и считает его нежелательным, он должен полностью изменить его. На разыгрывание ролей каждому дается 5-7 минут. Затем все участники делятся своими наблюдениями и чувствами.
Обсуждение рисунков Итак, перед вами лежат рисунки, на которых изображены ваши чувства: на одном листке то, которое мешает вам во время общения, на другом, которое помогает вам. Данное обсуждение направленно на улучшение понимания друг друга через более глубокое понимание себя. В обсуждение рисунков должны принять участие все участники группы, при необходимости в данной процедуре применяются элементы психотерапии. На обсуждение уделяется максимум 1час – 1час 30 минут
Занятие 4. Заключение Упражнение “Хвосты”. Упражнение «Купе поезда» Упражнение «Рекламный ролик» Проводится обсуждение всей работы, идет обратная связь тренеру от группы по результатам всей программы, пожелания, впечатления. Ведущий благодарит участников группы за работу и прощается с ними.
Упражнение “Хвосты”. Длительность – 40 минут Цель: выявление неразрешенных проблем, невысказанных участниками чувств и мыслей, т.е. на выявление важных “хвостов” групповой истории и их проработку. Здесь обсуждаются ответы на вопросы. На это упражнение отводится максимум 30 минут. А теперь, подумайте, пожалуйста, пару минут над следующим: в чем состоит наиболее важный опыт, который вы приобрели в этой группе и который поможет вам лучше справляться с трудностями повседневной жизни? Запишите, пожалуйста, это на листочке. После записи на листах по кругу, по желанию участников, зачитываются ответы. На это задание отводится максимум 10 минут.
Упражнение «Купе поезда» Участники делятся на группы по четыре человека. Им предлагается ситуация: «Вы оказались в одном купе поезда. Никто не знаком друг с другом. Необходимо познакомиться и завязать разговор». Участники заранее не продумывают диалог, а лишь оговаривают, в каком направлении они едут. Каждая группа по очереди проигрывает свой этюд, после чего проводится совместное обсуждение. Вначале сами участники анализируют свои действия: легко ли было устанавливать контакт, с кем из участников легче, с кем труднее, что этому способствовало, кто был наиболее активным, открытым, кто шел на контакт и почему и т.д. Затем анализ проводят наблюдатели, высказывая свое мнение, делая замечания. Данное упражнение направлено на формирование навыков установления контактов, учитывая индивидуальные особенности собеседника и условия общения.
«Рекламный ролик» Психологический смысл: акцент на самоутверждении каждого из участников. Участникам предлагается прорекламировать самих себя. каждый в течение 2-3 минут придумать рекламу, представляющую его самого как «лучший мире продукт». Если необходимо, к рекламе привлекаются другие участники. Представление должно соответствовать стилю коммерческого рекламного ролика и длиться не более 30 секунд.
Список литературы: Психолого-педагогический практикум / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2006. 224с Шевлекова В.И., А.А. Абросимова. Ассертивное поведение и его роль в педагогическом взаимодействии Программа тренинга позитивного самовоспитания и уверенного поведения http://azps.ru/training 4. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь, 2003. 286с