Семинар –практикум «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка дошкольника»
План проведения: Развитие творческой личности – цель современного образования. Взаимосвязь обучения и творчества на занятиях (Обмен опытом). Деловая игра по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Развитие творческой личности – цель современного образования. Творчество – это процесс, который направлен на создание новых ценностей, в нем объединены объективное и личностное, субъективное. (Н.А. Бердяев, Э.В. Ильенко и др.); Творчество – человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразование окружающего природного и социального мира.
В проблемном обучении – главное условие создание проблемной ситуации. Именно она, составляет необходимую закономерность творческого мышления. В проблемном обучении – главное условие создание проблемной ситуации. Именно она, составляет необходимую закономерность творческого мышления.
Сравнительный анализ традиционного и творческого обучения
Развитие творческих способностей дошкольников Мышление – это процесс решения человеком новых для него проблем. Основная функция мышления – открывать неизвестное, новое.
Виды обучения дошкольников, их характеристика Традиционный процесс обучения Традиционное обучение строится с опорой на память и воспроизводящую деятельность, что способствует развитию воспроизводящей стороны мышления. Деятельность педагога: Трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога к ребенку. Деятельность ребенка: Восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции.
Проблемное обучение Проблемное обучение предполагает сотрудничество ребенка с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления». Деятельность педагога: Учит мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на открытие нового при решения проблем. Деятельность ребенка: Приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий.
Проблемная ситуация Основные компоненты проблемной ситуации: Противоречие; постановка проблемы; познавательная деятельность; вывод.
Противоречие – основное звено проблемной ситуации Чем ярче в проблемной ситуации выражено противоречие, тем более острую проблемность она приобретает.
Способы создания проблемных ситуаций Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей с научными фактами объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного. Проблемная ситуация возникает при преднамеренном побуждении детей к решению новых задач старыми способами. Проблемную ситуацию педагог может создавать, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения. Противоречие в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки.
Практические рекомендации по работе с детьми Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка. Каждый день работы с детьми - поиск. Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем». Учите детей разрешать противоречия. Играйте каждый день.). Беседуйте с детьми на исторические темы.
Рекомендации по стилю общения Выслушивайте каждого желающего, Давайте только положительные оценки. Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать. Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него. В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения.
Спасибо Спасибо за внимание!
Конец! Конец! Презентацию подготовила: Фандюшина О.В. Ст. воспитатель МДОУ детского сад №1 2010 г.