Деятельность службы здоровья как условие развития профессиональной компетентности педагогов и повышения эффективности здоровьесозидающей деятельности ОУ
ГБОУ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 49 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА СПЕЦИФИКА ШКОЛЫ: Дети со сколиозом и нарушением осанки Круглосуточное пребывание детей: пятидневная неделя; пятиразовое питание; дневной сон для 1-4 классов. индивидуальный план лечения и коррекционно-развивающая работа во II половине дня
Этапы развития 1962 г. – введена в строй. 1968 г. - режим школы-интерната.
Инновационная деятельность с 1992 года по настоящее время
Здоровьесозидающий подход Методологические основания этого подхода: холистический подход к индивидуальному здоровью человека, в основе которого лежит понимание здоровья как многомерной системы, состоящей из взаимозависимых компонентов (соматических, психических, социальных и нравственных); культурологический подход к обеспечению здоровья человека (повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей); средовый подход к созданию условий для обеспечения здоровья человека в системе образования», в котором образовательная среда определяется как совокупность внешних и внутренних по отношению к ОУ факторов, которые оказывают влияние на здоровье человека. Алексеев С.В. «К вопросу о решении проблемы здоровья в образовательной системе Санкт-Петербурга. //Академический вестник.- СПб.: СПбАППО, 2010 – Вып. 1 (10). - с.7-9.
Модель здоровьесозидающей образовательной среды(ЗОС), разработанная на кафедре педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПбАППО
Современная ситуация
Служба здоровья ОУ
Структура СЗОУ Линейно-функциональная структура с элементами матричной (адаптивной) подразумевает вертикальную и горизонтальную координацию действий, сочетание разделения полномочий, ответственности с командным взаимодействием при решении задач. Вертикальная координация действий осуществляется заместителем директора. Матричная структура служба позволяет заменять специалистов службы для решения конкретных задач, а также использовать одних и тех же специалистов для решения задач разных оргзвеньев.
Служба здоровья ГБОУ № 49
Структура профессиональной компетентности (Н.Ф.Радионова, 2004)
Профессиональная компетентность в контексте здоровьесозидающего подхода интегральная характеристика, определяющая способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей на основе обеспечения условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, повышения их культуры здоровья.
модель профессиональной компетентности педагога (ПКП) в контексте здоровьесозидающего подхода
рАЗВИТИе Профессиональной компетентности педагогов В деятельности службы здоровья
Ключевые компетенции: социально-правовые знания и информационно-коммуникативные умения
Модуль «Социально-правовые основы поведения в гражданском обществе» Правовое регулирование отношений в сфере образования Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся. Права, обязанности и ответственность обучающихся. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся Права, свободы, обязанности и ответственность педагогических работников. Нормативно-правовое регулирование профилактики правонарушений и безнадзорности н/л, употребления наркотических и других ПАВ, вовлечения в НМО экстремистской направленности.
Модуль «работа с информацией и информационные системы» Межличностная коммуникация. Вербальные и невербальные средства коммуникации. Активное слушание. Этика и такт. Дистанционное общение в Интернете (e-mail; Skype и др.) Преимущества использованияразличных браузеров и поисковых систем в работе с информацией. Работа с текстом в MicrosoftWord. Демонстрация материала в MicrosoftPowerPoint и Prezi. Возможности использования MicrosoftExcel. MicrosoftOfficePublisher в оформительской и издательской деятельности педагога. Работа с изображениями (PhotoShop и др.). Обучение и использованием мультимедийного оборудования. Размещение информации на персональном сайте.
Базовые компетенции: культура здоровья, психолого-педагогическая грамотность, основы медицинских знаний
развитие уровня культуры здоровья
Культура здоровья Модуль «Культура здоровья педагога И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» Взаимосвязь психики и соматики организма. Режим труда и отдыха. Стресс. Психическая саморегуляция, способы и приемы снятия напряжения, самомассаж. Рациональное и сбалансированное питание. Двигательная активность как базовая потребность организма. Гимнастика и плавание с использованием фитнес-технологий (упражнения на фитболе, пилатес, степ-аэробика, элементы хореографии, тренажерная гимнастика, аква-аэробика). Дни здоровья (соревнование по настольному теннису, волейбол, бадминтон, баскетбол). Дни здоровья. Выезды на природу, экскурсии по достопримечательностям.
Повышение психолого-педагогической грамотности
Модуль «Психолого-педагогические основы образовательного процесса» Психология здоровья. Сомоанализ здоровья и жизнедеятельности. Готовность педагогов к здоровьесозидающей деятельности. Эмоциональное выгорание. Коммуникативная сфера. Правила и стили общения. Педагогическое общение, стиль управления коллективом. Общение как основной фактор воспитания. Виды и причины конфликтов. Разрешение конфликтов. Коллектив и его структура. Атмосфера в коллективе. Межличностные отношения. Коллективно-творческая деятельность (КТД) и ее организация. Возрастные и индивидуально - психологические особенности школьников. Темперамент, характер, способности и пр. Состояние здоровья школьников и проблемы выбора профессии. Психические процессы: восприятие, внимание, мышление. Особенности психических процессов младших школьников и подростков. Развитие интеллектуальной сферы у школьников. Девиантное поведение, его причины. Взаимодействие с тревожными детьми, с аутичными детьми, с гиперактивными детьми, с агрессивными детьми. Коррекция и профилактика воровства у детей и подростков. Воспитание детей с осложненным поведением. Мотивация. Ситуация успеха. Использование игр малой и средней подвижности для организации двигательной активности учащихся начальных классов на переменах и на свежем воздухе.
Повышение осведомленности педагогов в области детской физиологии, гигиены и педиатрии
Модуль «Основы МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ» Инфекционные болезни у детей (энтероколит, дизентерия, гепатит): заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания дыхательных путей (ОРВИ, дифтерия), детские инфекции, вирусные заболевания) Заболевания опорно-двигательного аппарата и их лечение (сколиоз (ортопедический режим), остеохондроз, ревматоидный артрит, плоско-вальгусная деформация стоп, врожденная патология – вывих тазобедренных суставов, кривошея, косолапость) Заболевания и функциональные нарушения мочевыделительной системы (цистит, пиелиты, пиелонефриты и др.). Аллергия. Виды аллергических заболеваний, сопровождение детей с аллергическими заболеваниями. Неотложная помощь при жизнеугрожающих состояниях у детей. Головные боли у детей. Обмороки. Йододефицитные состояния у детей. Малые аномалии развития сердца. Нарушения сердечного ритма у детей. Артериальная гипертензия. Вегетативная дистония. Соблюдение гигиенического режима в учреждении (личная гигиена, гигиена питания, гигиена труда и отдыха, гигиенические требования к прогулке и спорту)
Специальные компетенции: внедрение здоровьесберегающих и здоровьесозидающих образовательных технологий в предметные области и внеурочную деятельность
Специальные компетенции: внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий в предметные области и внеурочную деятельность Модуль «Организационное обеспечение образовательного процесса»
РАЗВИТИе Профессиональной компетентности педагогов В деятельности службы здоровья
Профиль профессиональной компетентности педагога до и после обучения, %
Результативность развития Профессиональной компетентности (вспомогательные методы) развитие конструктивного взаимодействия среди педагогов, которое обеспечивается выбором сотрудничества как поведенческой стратегии (до обучения 5,62±1,53 балла, после обучения 7,57±1,94 балла по методике К. Томаса); увеличение степени рефлексии в организации собственной деятельности (до обучения 123,63 12,06 балла, после обучения 137,22 8,94 по методике А.В. Карпова и др.); повышение значимости ценностей «здоровье» (среднегрупповые ранги до обучения 5,69 6,79 и после обучения 1,80 0,97 по модификации методики М. Рокича) и «здоровый образ жизни» (10,02 7,57 и 6,48 4,87 соответственно); увеличение количества педагогов с регулярной физической активность (84,8% до обучения, 91,6% после обучения); повышение осознания необходимости всех форм здоровьесозидающей деятельности в школе, в том числе повышения квалификации педагогов (62,5% до обучения, 75,0% после обучения); повышение здоровьесозидающего потенциала уроков (до обучения 6,42 1,66 балла, после обучения 9,77 1,19 балла по методике М.Г. Колесниковой).
Удовлетворенность родительской общественности
контакты school49.spb.ru