Маргарита Георгиевна Колесникова, к.п.н., доцент доцент кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО, член Координационного совета по охране жизни и здоровья детей в ОУ Санкт-Петербурга при Комитете по образованию СПб, эксперт Совета по образовательной политике Комитета по образованию СПб координатор УМО СПб АППО «Здоровье в школе»
Приоритетным направлением государственной политики в области детства является сбережение здоровья каждого ребенка «Мы с вами хорошо знаем, уважаемые коллеги, что именно в юности закладывается отношение к своему здоровью, закладывается гораздо более важная вещь – образ поведения, который, в конечном счёте, определяет качество жизни и жизненного успеха каждого человека»
Пояснительная записка к ФГОС общего образования. Министерство образования и науки РФ. Москва, 2011 Стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.
Направления деятельности школы по созданию здоровьесберегающей среды и формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на разных ступенях обучения
1-2-3. создать условия (здоровьесберегающую среду в классе, школе), обеспечить социальную (моральную и психологическую) поддержку здоровьесберегающего поведения детей, содействующего здоровью, подкрепляющую их мотивацию соблюдать правила здорового образа жизни; 1-2-3. создать условия (здоровьесберегающую среду в классе, школе), обеспечить социальную (моральную и психологическую) поддержку здоровьесберегающего поведения детей, содействующего здоровью, подкрепляющую их мотивацию соблюдать правила здорового образа жизни; 4.1. сформировать правильные представления, знания о здоровье и путях его сохранения и укрепления (компетенции); 4.2. сформировать позитивное личностное отношение к соблюдению правил здорового образа жизни, убежденность в необходимости и желание заботиться о своем здоровье и здоровье близких и окружающих людей, а также - умения, навыки по соблюдению правил здорового образа жизни; 5.1. разработать планы проведения методических, родительских собраний по теме формирования здорового и безопасного образа жизни; 5.2. осуществить поиск новых направлений и форм взаимодействия с родителями; 6. анализировать эффективность здоровьесберегающей деятельности на основе ежегодного мониторинга состояния здоровьесб. среды и здоровья.
ФГОС: деятельностная парадигма образования Личностное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. Реализация ФГОС предполагает переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной с учетом специфики разных ступеней обучения: начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний; основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач; старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.
Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся на ступенях общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования (ФГОС НОО, раздел 3, п. 16). воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся. Организация здоровьесберегающей деятельности ОУ в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию экологически безопасной здоровьесберегающей инфраструктуры; рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся; эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы; реализации модульных образовательных программ и просветительской работы с родителями (ФГОС ООО, п. 2.3.9)
Внеурочная деятельность
Здоровьесозидающий подход к образованию - подход, подчеркивающий развивающий и формирующий характер влияния образования на здоровье участников образовательного процесса на холистическом подходе к индивидуальному здоровью человека на культурологическом подходе к обеспечению здоровья человека на средовом подходе к развитию здоровья человека в системе образования
Культура здоровья педагогов, школьников и их родителей: Культура здоровья педагогов, школьников и их родителей: здоровье педагогов; квалификация педагогов содержание учебных предметов; внеурочная деятельность; информация, реклама; просвещение родителей; мероприятия вместе с родителями
Предпосылки создания службы здоровья в системе образования Санкт-Петербурга Федеральная система образования: Центр содействия укреплению здоровью обучающихся, воспитанников ОУ (приказ МО РФ от 15.05.2002 №1418) Психологическая служба в системе образования Система образования Санкт-Петербурга: Валеологическая служба в системе образования Санкт-Петербурга (приказ Комитета по образованию мэрии СПб от 3.12.1993 №472) Центры психолого-медико-социально-педагогического сопровождения
Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся на ступенях общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования (ФГОС НОО, раздел 3, п. 16). Организация здоровьесберегающей деятельности ОУ в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию экологически безопасной здоровьесберегающей инфраструктуры; рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся; эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы; реализации модульных образовательных программ и просветительской работы с родителями (ФГОС ООО, п. 2.3.9)
Методическое обеспечение создания службы здоровья
Методическое обеспечение создания службы здоровья
Учебно-методическое объединение СПб АППО «Здоровье в школе» Основные направления деятельности Мероприятия городского и районного уровня, проведенные районными системами образования в рамках общего плана ГМО: взаимообмен, обобщение и анализ опыта ООО 2. Мероприятия городского уровня и выше, проведенные СПб АППО : предъявление и обсуждение теоретических оснований и практического опыта ООО, взаимообмен опытом с другими регионами РФ , публикации 3. Городские конкурсы: выявление и трансляция инновационного опыта ООО 4. Сетевые исследовательские проекты: исследование результативности деятельности ООО 5. Инновационная деятельность ООО: экспериментальная апробация и методическое обеспечение инноваций 6. Курсы повышения квалификации СПб АППО: повышение готовности администрации и специалистов ООО
Городской конкурс «Школа здоровья Санкт-Петербурга»
Городское исследование СПб АППО 2014 г. по направлению «Здоровье в школе»: реализация организационных механизмов ЗОС (N=48 ОО)
Городское исследование показало: Городское исследование показало: решение проблемы здоровья учащихся стало неотъемлемым компонентом жизнедеятельности санкт-петербургской школы; здоровьесозидающая деятельность школ Санкт-Петербурга в целом организована и имеет высокую результативность