Значимость патриотического воспитания Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. К сожалению, дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать уже с младшего школьного возраста: *доброту, *ответственность, *чувство собственного достоинства, *гражданственность, *гордость за свою страну *уважительное отношение к истории России
"Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями". (К.Д. Ушинский) Любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.
Патриотическое воспитание младших школьников должно строиться с учётом их возрастных и психологических особенностей. Конечно, психологические особенности - это не догма, и у каждого ребёнка будет своя степень зрелости в восприятии патриотизма, зависящая от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательную деятельность взрослых.
Какие же технологии и формы работы используют сегодня учителя начальных классов, решая эту задачу? Технологии: 1. Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества; 2. Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором; 3. Организация экскурсий в музеи и места Боевой Славы; 4. Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории народа, знание истории; 5. Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории Родины; 6. Проектная деятельность.
Формы работы: Урок гражданственности и патриотизма. Воспитывать патриотизм помогает уже самый первый урок, с которого учителя начинают учебный год. Цель этих уроков - вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями «Родина», «Отечество», «гражданин», «государство», с государственными символами - флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. На таких уроках дети знакомятся с важными историческими событиями, героями страны.
Патриотическое воспитание заложено в каждом уроке. Изучая окружающий мир, младший школьник знакомится с родной природой, экологической ценностью родного края. На уроках физкультуры и уроках здоровья учитель воспитывает любовь к спорту, формирует здоровый образ жизни.
Гуманитарный цикл: На уроках русского языка, литературного чтения, кубановедения формируется культура речевого общения, изучается история России и Кубани, происходит знакомство учащихся с историческими событиями в произведениях соотечественников.
Математический цикл: На уроках математики и информатики дети знакомятся с развитием отечественной науки. Эстетический цикл: На уроках изобразительного искусства и музыки развиваются творческие способности учащихся, прививается чувство прекрасного, любовь к культуре.
• Мероприятия, посвящённые важным историческим датам. Торжественная линейка, посвящённая Дню Победы. Возложение цветов к Вечному огню. Торжественная линейка, посвящённая открытию месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы. • Беседы, диспуты, викторины, деловые игры, классные часы. Цикл нравственных классных часов по таким темам, как «Что такое хорошо и что такое плохо», «Ответственность», «Планета дружбы» и другие.
Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, с ощущения сердечного тепла, которым окружён ребенок, в связи с этим ежегодно в начальных классах проводятся классные часы и утренники, посвящённые Дню матери.
Так же проводятся классные часы, которые раскрывают традиции русской культуры, знакомят детей с фольклором, так как средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, и т.д.) играют более существенную роль в гармоничном развитии личности младшего школьника. Ещё одна из причин использования фольклора для патриотического воспитания младших школьников это то, что фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остаётся неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя всё ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. В связи с этим учителя начальной школы на уроках активно используют пословицы, загадки, сказки, песни, во время прогулки разучивают и играют с детьми в русские народные игры.
Это различные акции (помощь детскому дому; приёмной семье; акция «Солдат»; «Сирень 45 года»; «Поздравь ветерана»). Встречи с ветеранами. Беседы о тех далёких событиях способствуют взаимопониманию между поколениями, формируют патриотические чувства.
«Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми». О. Уайльд
Спасибо за внимание!