Лузан Вероника Анатольевна Научные руководители: Теобальдт Оксана Ивановна, учитель обществознания высшей квалификационной категории; Ковалёва Алла Владимировна, учитель географии высшей квалификационной категории. Россия, Алтайский край, город Славгород МОУ «СОШ №10», 11 класс 2008 год
Тема: «Патриотизм: современные тенденции формирования в молодежной среде (на примере исследований готовности молодежи к службе в Армии в малом городе Алтайского края)»
Объект – патриотизм молодежи Предмет – патриотизм молодежи как основа социально-психологической готовности юношей к службе в армии Цель исследования – изучить особенности патриотических чувств молодых людей и их роль в социально-психологической готовности к службе в армии
Задачи исследования: проанализировать теоретические подходы к анализу становления патриотизма у молодежи; выявить критерии сформированности патриотических чувств и критерии социально-психологической готовности к службе в армии; изучить специфику сформированности патриотических чувств у молодых людей и отношение общества к становлению патриотизма у молодежи; выявить особенности социально-психологической готовности молодых людей к службе в армии; исследовать зависимость сформированности патриотических чувств и социально-психологической готовности молодых людей к службе в армии.
Гипотеза: «Современные тенденции становления патриотизма в молодёжной среде являются не только ценностью и социальной установкой, но и основой готовности к службе в армии».
Методы исследования: анкетирование; глубинное интервьюирование; Опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии»; Методика "Ценностные ориентации" Рокича; Методика «Тест-опросник самоотношения В.В. Столина»; статистическая обработка данных.
Выборка: 1. Граждане Российской Федерации в возрасте от 20-45 лет, военнослужащие запаса. (n=25 чел.); 2. Юноша – школьник 11 классов г.Славгорода, допризывник, в возрасте 16-17 лет. (n=75 чел.).
Создание портрета идеального солдата: Граждане Российской Федерации в возрасте от 20-45 лет, военнослужащие запаса. Юноша – школьник 11 классов г.Славгорода, допризывник, в возрасте 16-17 лет.
Черты характера идеального солдата: патриотизм; смелость; готовность совершить подвиг; дисциплинированность; коммуникабельность; выносливость; обладание знаниями в точных науках; легкая адаптация к новым условиям; физическая готовность; уважительное отношение к другим; умение отвечать за свои поступки.
Опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии»
«Тест – опросник самоотношения» В.В. Столина
К = число единиц анализа, фиксирующих данную категорию/общее число единиц анализа К=28/1240 =0,02%
К = число единиц анализа, фиксирующих данную категорию/общее число единиц анализа К=28/1240 =0,02%
К = число единиц анализа, фиксирующих данную категорию/общее число единиц анализа К=28/1240 =0,02%
Выводы: 1) При анализе высказываний известных людей России о патриотизме выявлено, что патриотизм – источник жертвенности; доказывается не словом, а делом; его предназначение – защита Отечества. 2) В ходе исследования выявлены критерии сформированности патриотических чувств: патриотизм – ценность, патриотизм – социальная установка, патриотизм – основа готовности к службе в армии, а так же критерии социально – психологической готовности к службе в армии: степени выраженности агрессивности и самоотношения. 3) Изучена специфика сформированности патриотических чувств у молодых людей, выражающаяся в целостном понимании важности воспитания патриотизма; 4) Контент-анализ городской периодической печати показал, что проблеме патриотизма уделяется недостаточное внимание, что приводит к низкому уровню информированности молодых людей по данной проблеме.
Научная новизна работы заключается в том, что: были проанализированы теоретические подходы к анализу становления патриотизма у молодежи, выявлены особенности социально-психологической готовности молодых людей к службе в армии, исследована зависимость сформированности патриотических чувств и социально-психологической готовности молодых людей к службе в армии Практическая значимость заключается в создании комплекса методик для определения социально-психологической готовности к службе в армии; разработке социальной программы «Допризывник», которая будет включать в себя мероприятия, направленные на воспитание патриотизма молодых людей.
Спасибо за внимание!