Болдырева Татьяна Ивановна Должность: воспитатель МБДОУ №40 «Теремок» ст. Терской Моздокского района Общий стаж: 18 лет Педагогический стаж : 18 лет Категория: первая Учебное учреждение: Межшкольное УПК г.Моздок СОАССР, педагогический класс Дата рождения: 17 января 1971 год.
«Организация опытно-экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
Люди научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. М. Пришвин
С. Николаевой «Экологическое воспитание в детском саду» Н. Рыжовой «Наш дом – природа», «Волшебница вода», «Воздух – невидимка», «Опыты с песком и глиной» И. Кураповой «Почему снег белый?», «Сколько лучей у снежинки?» Т. Виноградовой и Т. Марковой «Почему дети обижают животных?»
Пути эффективного развития познавательно-исследовательской деятельности ребенка: Основной формой работы с детьми и ведущим видам деятельности для них должна быть игра. Обучающий процесс через игру организован так, что ребенок является активным участником, а не пассивным наблюдателем. Предметно-игровая среда в детском саду должна служить зоной опережающего развития детей. Педагогам необходимо повышать профессиональные умения в организации воспитательно-образовательного процесса и создании педагогами таких условий обучения, где ребенок будет активным участником, а не пассивным слушателем. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в целях большей заинтересованности детей и стремления их к активному участию в познавательном процессе. Экспериментирование и детская исследовательская деятельность - эффективный способ обучения детей практическим методам познавательной деятельности. Настало время для широкого внедрения этого метода в практику работы детских садов.
Основная цель моей работы: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности. Задачи: Познавательные: расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей; формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов. Развивающие: развитие стремления к поисково-познавательной деятельности; способствование овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; развитие мыслительной активности, умения наблюдать, анализировать, делать выводы; создание предпосылок формирования практических и умственных действий. Воспитательные: воспитание интереса к познанию окружающего мира; стимулирование желания детей экспериментировать; формирование коммуникативных навыков.
Детская лаборатория
1) Место где размещены различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.); 2) место для приборов; 3) место для хранения материалов (природного, "бросового"); 4) место для проведения опытов; 5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Распределение объектов в нашей лаборатории
ОПЫТ С ВОДОЙ
Растения тоже пьют воду
«Огород на окне»
Наблюдение на прогулке
Наблюдение на прогулке
Наблюдение на прогулке Тонет – не тонет Что это?
Вы слыхали о воде…
Вы слыхали о воде…
Оптимальные условия для экспериментально-исследовательской работы детей Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, содержащим опыты, эксперименты, исследования, наблюдения. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, самостоятельному экспериментированию с предметами окружающей среды. Создание в группе уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные с воспитателем опыты самостоятельно в свободное время. Использование уголка природы и огорода на окне для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями. Обучение ребенка постановке вопроса и составление плана исследовательской работы, создание зарисовок, схем в процессе исследовательской деятельности. Обучение ребенка наблюдению за изменениями, сопоставлению результатов, сравнению, анализу, умению делать выводы, обобщать. Разработка методов стимулирования и поощрения детей — активных исследователей. Привлечение родителей к исследовательским проектам.
Общие методические рекомендации педагогам в руководстве детскими исследованиями: Старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо. Не сдерживайте инициативы детей. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться. Избегайте прямых инструкций ребенку. Не спешите с вынесением оценочных суждений. Помогайте учиться управлять процессом мышления. Педагог не должен подменять инициативу ребенка своим замыслом или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи.
Работа с родителями Наша газета
Работа с родителями
Мониторинг усвоения детьми по опытно – экспериментальной деятельности
«Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». П. П. Блонский. Спасибо за внимание.