Опытно – экспериментальная деятельность с детьми старшей группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №10 пгт Лучегорск Опытно – экспериментальная деятельность с детьми старшей группы Подготовила воспитатель высшей категории Тронько О.В
ОГЛАВЛЕНИЕ Цель Задачи Перечень оборудования и материалов Структура занятия-экспериментирования Правила Формы работы Перспективы Результативность Деятельность детей Литература
Основная цель моей работы: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи: Познавательные • расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей • формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов Развивающие: • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. • Создание предпосылок формирования практических и умственных действий. Воспитательные: • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. • Стимулировать желание детей экспериментировать. • Формировать коммуникативные навыки.
Примерный перечень материалов и оборудования для детской научной лаборатории 1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.) 2. Мерные ложки. 3. Сита и воронки разного материала, объема. 4. Резиновые груши разного объёма. 5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц. 6. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл. 7. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля. 8. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п. 9. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п. 10. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п. 12. Увеличительные стёкла, пробирки.
Структура занятия- экспериментирования: *Постановка проблемы *Выдвижение предположений *Проверка гипотез *Подведение итогов вывод *Фиксация результатов *Вопросы детей Для положительной мотивации использую стимулы: *Тайна, сюрприз *Мотив помощи *Познавательный мотив (почему так?) *Ситуация выбора.
При организации исследовательской работы с детьми соблюдаю определённые правила: 1.Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций. 2.Не сдерживать инициативу детей. 3.Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно. 4.Не спешить с вынесением оценочных суждений. 5.Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний: 6.Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; 7.Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования 8. Анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации
Формы работы Индивидуальная Работа в парах Работа в группах Фронтальная
Перспективы Дальнейшее развитие условий опытно – экспериментальной деятельности ( развивающая среда) Развитие психических процессов детей в процессе детского экспериментирования в условиях детского сада. Создание кружка «Любопышка» экологической направленности Моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования,
Результативность Повышение уровня восприятия. Повышение качества мыслительной деятельности. Повышение интереса к содержанию деятельности.
Вывод : Главное достоинство экспериментирования в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта ,обогащает память ,активизирует мыслительные процессы, учит рассуждать и аргументировать собственные утверждения ,что является успешным переходом ребенка к новому этапу своей деятельности-обучению в школе. В ходе опытной деятельности дошкольники научились наблюдать,размышлять,сравнивать,отвечать на вопросы,делать выводы Устанавливать причинно следственую связь,соблюдать правила безопасности.
Опыты с магнитом
Опыты с углем
Опыты с углем
Опыт с весами
Опыт окрашивания яиц настоем луковой шелухи .
Литература: Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л.Н. Прохорова. -М.; 2010 г. Бондаренко,Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. [Текст] /Т.М. Бондаренко. - Воронеж; 2011 г. 4. Козлова, С.А. Мой организм. [Текст] /С.А. Козлова.-М.; 2010 г. 5. Гризик, Т.И. Познаю мир. [Текст] /Т.И. Гризик.-М.; 2010 г. 6. Мартынова, Е.А., Сучкова, И.М. Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. [Текст] /Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова.- Волгоград .;2011г.