Ландшафтный дизайн пришкольных клумб «Цветочная фантазия» Работу выполнили: Мейстерс Виталий, Нерсесян Ангелина, учащиеся 9 «Г» класса МБОУ СОШ №18 им. Э.Д. Потапова. Руководители: Юрина И.В., учитель химии и биологии; Романова Н.Н., зам. директора по УВР. Мичуринск, 2014
С тех пор как человек пахать обрел уменье, Украсить дом и двор он ощутил стремленье И стал вокруг себя сажать для красоты По вкусу своему деревья и цветы. Жак Делиль
Наш город Мичуринск – наукоград РФ имеет глубокие традиции научного садоводства и опытных исследований продукции для сельского хозяйства. Огромные усилия руководства города тратятся на благоустройство и придание эстетической привлекательности территорий общественных организаций, в частности школ.
Актуальность идеи благоустройство территории играет важную роль в жизни человека - красиво устроенные клумбы, малые формы, элементы ландшафта оказывают влияние на настроение человека, его здоровье , создают благоприятный микроклимат. Данный проект позволяет учащимся, педагогам, родителям прикоснуться к историческому прошлому школы, ее настоящему и будущему.
Цель проекта: создание единого комплекса ландшафтного дизайна пришкольной территории МБОУ СОШ №18 СП № 1, выявление его влияния на успешную реализацию программы экологического воспитания учащихся и повышение социальной активности школьников и жителей микрорайона школы.
Задачи проекта: выяснить мнение учащихся школы и жителей микрорайона о необходимости благоустройства пришкольной территории; изучить экологическое состояние пришкольной территории; познакомиться с основами цветоводства и ландшафтного дизайна; разработать дизайн – проект школьного двора; провести поэтапную реализацию мероприятий проекта по благоустройству и озеленению школьного двора.
Гипотеза: Покупка растений для создания элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории или дачных участках - достаточно дорогостоящее занятие. Учащиеся нашей школы предлагают выращивать рассаду из семян, из выращенной рассады можно сформировать клумбы, цветники, бордюры, а остаток продать населению микрорайона школы, что способствует благоустройству пришкольной территории, может привлечь внимание учащихся и их родителей к экологическим проблемам микрорайона школы и повысить социальную активность населения, а также принести экономическую выгоду.
Методы исследования: социологический опрос; анализ научно- популярной литературы по ландшафтному дизайну, учебных пособий по лесоводству и почвоведению; исследовательский (определение кислотности почв, ее плодородия и степени освещенности планируемых участков ландшафта); практическая деятельность.
Механизмы реализации проекта А) Выполнение проекта осуществляется по нескольким направлениям (Приложение №1); Б) Этапы реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории МБОУ СОШ №18 (Приложение №2); В) План мероприятий подготовительного, проектировочного и практического этапов (Приложение №3).
Что такое ландшафтный дизайн и каково его назначение? Ландшафтный дизайн это особый вид озеленения, который служит цели проектирования искусственной территории с использованием природных элементов: рельефа, воды, растительности. Искусственные ландшафты, созданные по современным дизайн - проектам - это места, где красиво, уютно и ухоженно, ну, и конечно, здесь просто комфортно находиться, отдохнуть от суеты городской жизни.
Стили ландшафтного дизайна: Регулярный стиль.
Стили ландшафтного дизайна: Пейзажный стиль.
Стили ландшафтного дизайна: Лесной стиль.
Стили ландшафтного дизайна: Сад в стиле модерн.
Стили ландшафтного дизайна: Кантри-сад.
Пейзажный стиль искусственной экосистемы Пейзаж — ограниченное пространство, открывающееся с определенной точки, это отдельные фрагменты природы, вызывающие разные ощущения и настроения.
Что такое ландшафтное проектирование? Под ландшафтным проектированием в наши дни понимается особый вид архитектурной деятельности, направленный на создание гармоничного и целесообразного окружения для человеческой жизни.
Типы ландшафтного проектирования Общая система озелененных территорий города
Типы ландшафтного проектирования Система озелененных территорий для загородного отдыха;
Типы ландшафтного проектирования Проектирование отдельных элементов системы озеленения — парков городского типа и районного значения, бульваров, санитарно – защитных зон и многих других объектов.
Проблемы, которые решают ландшафтные архитекторы и дизайнеры Специфические условия, которые складываются в городах, заставляют выделить три группы проблем, в решении которых предстоит участвовать ландшафтным архитекторам наряду со многими другими специалистами: к первой группе относятся проблемы, так или иначе связанные с сохранением существующих естественных ландшафтов; вторая группа охватывает широкий комплекс вопросов, связанных с ландшафтными преобразованиями; третья группа, еще относительно мало развитая, связана с проблемой создания «искусственного» ландшафта, призванного в некоторых районах заменить разрушенный или неблагоприятный природный ландшафт.
Проблема преобразования «обезображенных» ландшафтов При разрушении структуры естественного ландшафта в процессе преобразования чаще всего создается и развивается антропогенный ландшафт с характерным для него новым соотношением слагающих элементов. Обычно процессы развития этого ландшафта должны контролироваться и управляться человеком.
План ландшафтного проектирования: создание основного плана с функциональным замером участка, планом дорожек, постройкой мест отдыха, декоративных озёр, цветников и клумб и многое другое; поэтапная разработка всех ландшафтных работ; посадка садовых растений и выполнение всех видов работ в соответствии с планом; оформление документации; при необходимости корректировка проектного плана территории с использованием услуг профессионального геодезиста.
Комплекс работ по благоустройству и озеленению участка постройка подпорных стен; укладка дорожек и площадок с применением разных строительных материалов; строительство декоративных водоемов; изготовление и озеленение беседок; посадка декоративных деревьев и растений; планировка спортивных и универсальных газонов.
Учебный проект «Как превратить малопродуктивный пришкольный участок в комфортную экосистему?»
Сроки реализации проекта с января 2014 года по 30 сентября 2014 года.
Место выполнения работ Школьный двор – это визитная карточка школы, требу-ющая постоянной и целенаправленной работы по благоуст-ройству. Проблема состояния и благоустроенности школь-ного двора имеет более глубокое экологическое значение, чем, кажется на первый взгляд. По существующим сани-тарным нормам каждое учебное, дошкольное или оздоро-вительное учреждение должно иметь выраженную буфер-ную зелёную зону, ограждающую эти особые по своему назначению объекты от загазованной окружающей среды.
На территории нашей школы находится 4 клумбы. Высаживаемые цветы, несмотря на уход, плохо развиваются, и клумбы имеют непривлекательный вид. Школа находится в окружении развитых автомобильных дорог с большим потоком машин. Загрязнение атмосферного воздуха является одной из важных экологических проблем микрорайона нашей школы. Благоустроенная пришкольная территория может являться площадкой для реализации программы экологического воспитания и образования детей и взрослых, которые будут включены в практическую деятельность по благоустройству и примут участие в массовых природоохранных мероприятиях.
Оформление школьных клумб Для оформления школьных клумб мы выбрали пейзажный стиль. Именно из этого стиля мы можем заимствовать приемы оптического увеличения пространства и усиления его глубины, что необычайно важно для малого по площади современного сада.
Цветник Цветник - очень мощный прием выделения какого-либо участка местности, позволяющий организовать общий план участка, оживить монотонный весной и осенью ландшафт.
«Аукцион идей» В ноябре 2013 года был дан старт конкурсу «Аукцион идей» на лучший мини - проект по благоустройству и озеленению школьного двора для учащихся 5 – 9 классов.
«Социологический опрос» Первоочередной задачей для реализации нашей идеи было проведение социологического опроса населения микрорайона и учащихся школы на предмет личного отношения к благоустройству территории вокруг школы.
«Результаты социологического опроса жителей микрорайона МБОУ СОШ №18 с/п 1 на предмет отношения к благоустройству пришкольной территории». (приложение 4)
Конкурс эскизов пришкольных клумб В школе был объявлен конкурс эскизов пришкольных клумб, которые школьники разрабатывали с учетом освещенности территории, состава почв, видового разнообразия цветочно-декоративных растений.
Проект оформления пришкольных клумб Обозначения на плане: 1 – здание школы; 4 – клумба перед пристройкой; 2 – здание пристройки; 5 – клумба во дворе школы; 3 – клумба перед школой; 6 – клумба у центрального 7 - спортплощадка входа школы. 1 2 3 4 5 6 7
Для дальнейшей реализации проекта необходимы средства, которые будут направлены на следующие цели: приобретение основных средств (растений); приобретение инвентаря; обработка почвы.
Работа экологической бригады
Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории. 1.Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, жителей микрорайона по проведению основных мероприятий проекта; 2. Проведен сбор информации и опрос жильцов микрорайона для оценки реализации проекта по озеленению и благоустройству пришкольной территории; 3. Произведена обрезка деревьев, выкорчеваны погибшие деревья и кустарники, побелены стволы деревьев; 4. Проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора (организованы общешкольные субботники); 5. Составлен эскиз ландшафтного дизайна пришкольного участка; 6. Учащиеся экологического отряда принимали активное участие в городских конкурсах по благоустройству территорий; 7. Проводилась разъяснительная работа среди учащихся и горожан; 8. Проведен конкурс на лучший эскиз ландшафтного дизайна центральных клумб; 9. Собрана рассада для посадки многолетних цветов совместно с родителями и жителями микрорайона; 10. Окрашены спортивные объекты на территории школы;
Заключение В школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно сделать так, чтобы помещение школы и пришкольная территория были притягательными, в чем-то волшебными. В школе и вокруг нее на воспитание ученика должен работать каждый квадратный метр. Реализация данного проекта помогает созданию условий для использования творческих способностей учащихся и вовлечению учащихся школы в процесс дизайнерского преобразования окружающего мира. Не остались равнодушными и жители микрорайона: активизировалась их социальная позиция, которая выразилась в желании помочь в осуществлении данного проекта. Кроме того, повысилась конкурентоспособность школы путем создания имиджа красивого уютного дома, красота которого создается инициативой и трудом детей и педагогов.
Практические рекомендации Продолжить научно- исследовательскую работу по изучению экологического состояния пришкольной территории ; Организовать на пришкольной территории проведение экскурсий и практических работ учащихся: фенологические наблюдения, описание природно-антропогенных ландшафтов, изучение влияния антропогенных факторов на состояние растений, видового состава растений; Активизировать работу «Экологической тропы», создать «Этнографический уголок» как краеведческую составляющую проекта озеленения территории; Освещать этапы реализации проекта в СМИ, вести пропагандистскую работу среди местных жителей с целью привлечения внимания и содействия благоустройству и экологическому оздоравливанию пришкольной территории. Продолжить реализацию проекта согласно плана благоустройства школьной территории.
Список литературы Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА-ПРЕСС,2000. Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: учебн. Пособие–М.: АО МДС, 1996 г. Акимушкин И. /Причуды природы .М. 1992. Анисенковой / Экологическое образование школьников , И.М. Швец. – Н.Новгород, 1993. Винокурова, В.В. Николина. /Углубленное изучение экологии в школе – Н. Новгород, 1991. Грехова Л.И. В союзе с природой. – М. – Ставр., 2002. Доббс Л., Вуд С., Культура сада: дизайн, выбор растений, работа в саду/Практическое руководство/Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2002. Петров В.В. Из жизни зеленого мира . М. : Просвещение , 1982. Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир . М. : Просвещение , 1996. Трубицин М.А., Габрук Н.Г. Практикум по химии окружающей среды. Учебное пособие., БелГУ, 2007, 98 с. В работе использованы фотографии с Интернет-сайтов: www.supersadovnik.ru, www.gardenia.ru, www.delaysam.ru.
Интернет в помощь школьному руководителю НОУ http://www.researcher.ru - Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» http://www.ecosystema.ru - Полевое образование школьников по биологии, географии и экологии: на практикумах, в лагерях, походах и экспедициях http://redu.ru - исследовательская деятельность учащихся в России http://konkurs.redu.ru - конференции, конкурсы, фестивали исследовательских работ
Приложение 1 Направления реализации проекта. № п/п Направление Виды деятельности 1 «Знание – сила!» - проведение социологических исследований, изучение эколо-гического состояния предпо-лагаемых ландшафтных участ-ков территории школьного двора; - приобретение учащимися знаний, необходимых для успешной реализации проекта; - распространение информа-ции среди учащихся и педаго-гов школы; 2 «Созидатели» -организация и проведение практической работы по реализации проекта по благоустройству и озеленению школьного двора.
Приложение 2 Этапы реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории МБОУ СОШ №18 № п/п Название этапа Цель Срок выполнения 1 Подготови-тельный Мотивация, целепо-лагание проекта. Январь 2014 г. 2 Проектиро-вочный Построение ориенти-ровочной схемы деятельности Февраль - март 2014 г. 3 Практичес-кий Реализация проекта Апрель – май 2014 4 Аналитико – коррекцион-ный Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений Июль-август 2014 5 Заключитель-ный Сопоставление действи-тельных и желаемых ре-зультатов работы. Пере-ход на следующий уро-вень развития. Сентябрь 2014 г.
Приложение 3 План мероприятий подготовительного этапа. № п/п Мероприятие Ответственный 1 Проведение анализа экологического состояния школьной территории Учитель химии 2 Старт конкурса учащихся «Аукцион идей» на лучший мини-проект по благоустройству школьного двора» Учителя ИЗО и биологии 3 Конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты» Уч – ся 5-9 классов
Приложение 3 План мероприятий проектировочного этапа. № п/п Мероприятие Ответственный 1 Разработка коллективного проекта школьного двора: - создание проектной группы; - создание экспликаций ландшафтных участков и цветников. Учитель биологии и химии, активисты инициативной группы проекта
Приложение 3 План мероприятий практического этапа. № п/п Мероприятие Ответственный 1 Приобретение семян и выращивание рассады, гравийных материалов и т.д. Учительбиологии, актив 5-9 классов 2 Трудовой десант по благоустройству школьного двора и работа летнего экологического отряда «Экос»: А) уборка мусора на пришкольной территории; Б) Разбивка клумб, газонов; В) Создание гравийных рокариев; Учителя и учащиеся 5-9 классов
Приложение 3 План мероприятий практического этапа. № п/п Мероприятие Ответственный 3 Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе. Учащиеся 5-9 классов 4 Обновление спортивной площадки Учитель физкультуры 5 Уход за посаженными цветочными культурами. Классные коллективы 5 – 9 кл. 6 Осенние работы: - сбор и подготовка семян к хранению; - осенняя обработка почвы. Учитель биологии
Приложение №4. «Анкета социологического опроса жителей микрорайона на предмет отношения к благоустройству пришкольной территории » № Вопрос «Да» «Нет» «Все равно» 1 Приходилось ли вам посещать пришкольную территорию МБОУ СОШ №18? 2 Нравится ли вам состояние пришкольной территории МБОУ СОШ №18? 3 Считаете ли вы, что пришкольная территория нуждается в благоустройстве? 4 Способствует ли ландшафтный дизайн пришкольной территории экологическому воспитанию учащихся школы? 5 Готовы ли вы содействовать улучшению пришкольной территории?
Спасибо за внимание