Комплексный анализ текста как способ подготовки учащихся седьмых классов к единому государственному экзамену Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «Алдиаровская СОШ» Янтиковского района Чувашской Республики Ашмаева Надежда Николаевна
В среднем звене работа по подготовке к ЕГЭ практически не ведётся. В среднем звене работа по подготовке к ЕГЭ практически не ведётся. Существует проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком предмет «русский язык» практически не связан с «неязыковыми» школьными предметами современные подходы к изучению русского языка в школе предполагают приоритет речевого развития, формирование в первую очередь коммуникативной компетенции учащихся.
разработка теории и практики по работе с комплексным анализом текста на уроках русского языка. разработка теории и практики по работе с комплексным анализом текста на уроках русского языка.
Познакомиться с методической литературой, посвященной комплексному анализу текста на уроках русского языка. Познакомиться с методической литературой, посвященной комплексному анализу текста на уроках русского языка. Разработать задания, направленные на глубокое понимание содержания текста и проверяющие знания, умения и навыки по русскому языку
Надо учить языку так, чтобы человек смог пользоваться им в дальнейшей жизни, зная, какие сложности при пользовании языком возникают и как контролировать свою речь. Надо учить языку так, чтобы человек смог пользоваться им в дальнейшей жизни, зная, какие сложности при пользовании языком возникают и как контролировать свою речь.
Работа по овладению навыками комплексного анализа текста основана на материалах книги «Поурочное планирование уроков по русскому языку для 7 класса. » (автор Горашова Н. Г.)
Материал представлен в трёх главах. В первой главе продемонстрирована работа с текстом при изучении на уроке нового материала и закреплении изученного; во второй – подготовка к сочинению, основанная на методе сопоставительного анализа двух текстов, в третьей - представлены фрагменты двух уроков по развитию речи Материал представлен в трёх главах. В первой главе продемонстрирована работа с текстом при изучении на уроке нового материала и закреплении изученного; во второй – подготовка к сочинению, основанная на методе сопоставительного анализа двух текстов, в третьей - представлены фрагменты двух уроков по развитию речи
Правильно организованная работа по комплексному анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся. Правильно организованная работа по комплексному анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся. наглядно показать ученику, как каждый языковой уровень (фонетика, лексика, морфология, синтаксис) помогает создавать и понимать текст.
Первый этап- подача двух разновидностей информации – о чём говорится и что говорится (т. е. тема и основная мысль) Первый этап- подача двух разновидностей информации – о чём говорится и что говорится (т. е. тема и основная мысль) Второй этап -анализа текста связана с наблюдением над эмоционально – экспрессивной стороной речи. Сюда входит и наблюдение за лексикой, и определение средств художественной выразительности, и экспрессивный синтаксис. .
Уроки русского языка в 7 классе представляют собой непрерывный процесс обучения. Благодаря работе с текстом на каждом уроке усиливается практическая направленность материала, активизируется использование получаемых знаний, ускоряется формирование соответствующих умений и навыков. Уроки русского языка в 7 классе представляют собой непрерывный процесс обучения. Благодаря работе с текстом на каждом уроке усиливается практическая направленность материала, активизируется использование получаемых знаний, ускоряется формирование соответствующих умений и навыков.
Расширение ресурсной базы Расширение ресурсной базы Высокая степень мотивации Акцент на деятельность Широкие возможности творчества Прочность усвоения материала
Использование на уроках лингвистического анализа текста привело к тому, что большинство семиклассников умеют свободно пользоваться устной и письменной речью в разных жизненных ситуациях, владеют различными видами речевой деятельности, имеют хорошо говорить, правильно понимают чужое устное высказывание. Использование на уроках лингвистического анализа текста привело к тому, что большинство семиклассников умеют свободно пользоваться устной и письменной речью в разных жизненных ситуациях, владеют различными видами речевой деятельности, имеют хорошо говорить, правильно понимают чужое устное высказывание. Добиться планируемых программой результатов обучения удалось лишь благодаря тому, что работа по анализу текста проходила через весь процесс обучения.
1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. -М., Просвещение, 1995 1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. -М., Просвещение, 1995 2. 3. Н. А. Борисенко, А. Г. Нарушевич, Н. А. Шапиро Требования к содержанию части С на ЕГЭ по русскому языку Способы выявления проблемы текста и авторской позиции. Русский язык, №22, 2008 4., Феникс, 2005 5. Горашова Н. Г. «Поурочное планирование по русскому языку для 7 класса», -М., Экзамен, 2007 6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии: книга для учащихся 5-7 классов. -М., Просвещение, 1991 7 Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи. Теория и практика обучения -М., ЛИНКА –ПРЕСС,1994. 8.Нарушевич А. Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Газета «Русский язык»,2006, № 12 (http:// rus.1 september.ru/ 2006/12) /
http://rus.1september.ru/index.php?year=2009&num=08 - Газета "Русский язык" и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru/index.php?year=2009&num=08 - Газета "Русский язык" и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://www.gramota.ru - Грамота.Ру: справочно-информационный портал "Русский язык« http://www.edu.ru/moodle