С.Г. Вершловский «Использование потенциала образовательной системы Санкт-Петербурга в профилактике экстремизма, ксенофобии в молодежной среде»
Характеристика ведущих понятий враждебное отношение ко всему чужому – языку, образу жизни, стилю мышления «Не умеющий понять другого, приписывающий ему только злые намерения, обедняет свою жизнь и мешает жить другим» Д.С. Лихачев
Ксенофобия проявляется в насилии: ФИЗИЧЕСКОМ Использование физической силы, чтобы нанести вред другому ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ Нанесение ущерба чувству собственного достоинства, формируется чувство безысходности СО СТОРОНЫ СИСТЕМЫ Когда система не признает основные права своих членов
ПРЕДПОСЫЛКА КСЕНОФОБИИ Возрастные особенности - переход от подросткового возраста к юности Новый тип отношений к социальной действительности Поиск своего «Я» через отнесение себя к тем или иным социальным группам (на оппозиции «Я – они»; «свое – чужое»; «я – ты»)
ФАКТОРЫ РИСКА: СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ СМИ УЧАСТИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП
ФАКТОРЫ РИСКА: СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Родители игнорируют мое мнение – 6,1 % Не считаются с моим мнением и навязывают свое – 6,7 % Я не высказываю своего мнения при родителях – 11,8 % Темы, которые подростки наиболее часто обсуждают с родителями: взаимоотношения в классе – 30,3 % успеваемость – 44,9 % Источник конфликтов: 30,2 % различие интересов Формы наказания: кричат, используют грубые выражения – 17,0 % запрещают общаться с друзьями – 3,4 % не пускают гулять – 21,4 % не разговаривают – 10,0 % лишают карманных денег – 11,2 %
ФАКТОРЫ РИСКА: в среднем на 1 час телетрансляций приходится 4,2 сцены насилия (то есть каждые 15 минут зритель видит акт агрессии, насилия или эротическую сцену) Среди школьников, склонных идентифицировать себя с агрессором, 31 % нравятся сцены насилия
ФАКТОРЫ РИСКА: СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ Отношение учителей носит демократический характер – 27,0 % жесткий, авторитарный характер – 17,0% ушли от ответа – 40 % Возможность: … выражать свои эмоции и чувства – 7,5 % … спорить и цитировать мнение учителя – 7,2 % … высказывать свое мнение в тех или иных положениях – 21,1 % Основные причины конфликтов: межличностные отношения социально-ролевой характер отношений
Включенность в пространство неформальных молодежных групп 21 % подростков (возраст от 12 до 17 лет) причисляют себя к каким-либо неформальным молодежным группам 17,1 % положительно относятся ко всем молодежным группам 12,1 % отрицательно относятся ко всем молодежным группам Для 30 % участие в жизни неформальных групп – способ самовыражения 11,8 % участие в группе позволяет быть независимыми и ощущать собственную силу
МЕРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ Четкие представления педагогов о сегодняшнем подростке, его ценностях, атрибутике, символике, героях-кумирах, молодежном сленге
МЕРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ВООРУЖАТЬ ФИЛОСОФСКИМИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАЛОГОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ (диспуты, дебаты об актуальных проблемах современности) ПРОЕКТНЫЕ М/Н И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ, РОЛЕВЫЕ ИГРЫ, СОЧИНЕНИЯ