Т: «Инновационные технологии в профессиональном образовании» Разработка: рук.МО Бобровского филиала «УКСАП» - Дёгтевой Т.А. п.Бобровский 2011г. 900igr.net
Классификация инновационных технологий обучения
Классификация инновацион-ных технологий обучения В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности.
Классификация инновацион-ных технологий обучения Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Пассивный метод обучения
Активный метод обучения
Интерактивный метод обучения
Интерактивные технологии обучения
Роль педагога в реализации интерактивного метода Место педагога в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Педагог также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Классификация интерактивных технологий Неимитационные технологии не предполагают построения моделей изучаемого явления или деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно - игровое моделирование, т. е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.
Неимитационные технологии Цели: Передача информации, создание предпосылок для развития некоторых как общих, так и профессиональных навыков и умений. Тактика обучения: диалогическое взаимодействие педагога и обучающихся.
Имитационные технологии Цели: Знакомство с различными видами профессионального контекста, формирование профессионального опыта в условиях квазипрофессиональной деятельности Тактика обучения: Общение обучаемых между собой и с педагогом в процессе имитации.
Формы интерактивного обучения Работа в парах. Ротационные (сменные) тройки. Работа в малых группах. Мозговой штурм. Ролевая (деловая) игра. Дискуссия. Дебаты. Броуновское движение - предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Проблемная лекция и т.п.
Проблемная лекция Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции — приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.
Семинар - диспут Предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей её достоверного решения. Семинар – диспут проводится в форме диалога между участниками. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, защищать свои взгляды, лаконично и ясно излагать свои мысли.
Учебная дискуссия Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Учебная дискуссия – один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы.
Мозговой штурм Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оператив-ный метод решения проблемы на основе стимули-рования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе.
Дидактическая игра В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и её развитие.
Дидактическая игра. Этапы. Этапы игры Формы работы Содержание игры Подготовка Разработка игры Разработка сценария, плана; общее описание правил игры; содержание инструктажа; подготовка мат.обеспечения. Ввод в игру Постановка проблемы, целей, условий; регламент, правила; распределение ролей; формирование групп; консультация Проведение Групповая работа Работа с источниками; тренинг; «мозговой штурм» Межгрупповая дискуссия Выступления групп; защита результатов; правила дискуссии; работа экспертов. Анализ обобщение Групповая работа Выход из игры; анализ; рефлексия; оценка и самооценка работы; выводы и обобщения; рекомендации
Стажировка Стажировка с выполнением должностной роли — форма и метод активного обучения, при котором "моделью" выступает сфера профессиональной деятельности, а имитация затрагивает в основном исполнение роли. Главное условие стажировки — выполнение под контролем педагога определенных действий в реальных производственных условиях. По способу организации работы обучаемого стажировка с выполнением должностной роли относится к индивидуальным методам обучения. Она обеспечивает наиболее полное приближение процесса обучения к производству.
Технологии проектного обучения Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в профессиональной школе, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг. Результатом проектной деятельности являются учебные творческие проекты, выполнение которых осуществляется в три этапа.
Технология выполнения проекта Исследователь-ский Поиск проблемы; выбор и обоснование проекта; анализ предстоящей деятельности; выбор конструкции и материалов; разработка конструкторско-технической документации по организации рабочего места Технологический Выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом; соблюдение технологической, трудовой дисциплины, норм охраны труда, экологической и технической безопасности; сборка изделия Заключительный Контроль и испытание изделия; экономическое обоснование, маркетинговые исследования; подведение итогов; защита проекта
Технологии проектного обучения Технологии проектного обучения способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств личности учащегося, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии. Учебный творческий проект состоит из пояснительной записки и самого изделия (услуги).
Содержание пояснительной записки выбор и обоснование темы проекта, историческая справка по проблеме проекта, генерирование и развитие идей, построение опорных схем размышления; описание этапов конструирования объекта; выбор материала для объекта, дизайн-анализ; технологическая последовательность изготовления изделия, графические материалы; подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места; охрана труда и техника безопасности при выполнении работ; экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама; использование литературы; приложение (эскизы, схемы, технологическая документация).
Компьютерные обучающие технологии
Компьютерные обучающие технологии Компьютерные технологии обучения – это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера.
В образовании распространены технологии, в которых компьютер является: Средством для представления учебного материала учащимся с целью передачи знаний. Средством материальной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации. Средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;
В образовании распространены технологии, в которых компьютер является: Продолжение: Универсальным тренажёром для приобретения навыков практического применения знаний; Средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения. Одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого.
Цели применения компьютерных технологий в профессиональном образовании: Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности. Реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества. Интенсификация образовательного процесса.
Источники информации: 1. Литература: Симоненко.В.Д. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие… М.: Издательский центр «Вентана-Граф». 2005г. 2. Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения http://www.neudov.net/4students/otvety-po-pedogogike/interaktivnye-texnologii-obucheniya/ http://www.profile-edu.ru/imitacionnye-texnologii-i-priemy-page-5.html
Спасибо за внимание: