Цели, задачи и функции мониторинга в условиях инновационной работы школы: опыт работы и перспективное планирование Зам. директора по УВР МОУ СОШ №129, высшая квалификационная категория, Малясова Светлана Владимировна
Цель педагогического совета скоординировать мониторинговую деятельность педагогического коллектива школы, определить предмет и условия организации мониторинга на перспективу
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА «Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений.»
Ключевые направления развития общего образования Обновление образовательных стандартов. Система поддержки талантливых детей Развитие учительского потенциала Современная школьная инфраструктура Здоровье школьников
Обновление образовательных стандартов требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ требования к результатам их освоения
«Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» - так записано в современной модели образования - 2020
Общее определение инновации Инновация — нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции.
Общее определение инновации Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы
инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения
инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу
Педагогическая инноватика наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования
Объект педагогической инноватики процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании учащихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их образования.
Предмет педагогической инноватики совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, введением и освоением педагогических новшеств в образовательную реальность.
Инновационный процесс это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта
Инновационная деятельность это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами
По характеристике личности, которую стремится формировать педагог: В традиционной школе учебный процесс направлен на усвоение определённых правил деятельности, в усвоении и повторении школьниками существующего социального опыта. В инновационной школе учителя стремятся развить у учащегося способности к творческим действиям в нестандартных ситуациях
По характеристике дидактических целей: В традиционной школе всегда делался акцент на воспроизведении готовых знаний В инновационной же педагоги стремятся сформировать способности к дальнейшему самостоятельному приобретению знаний, формируют критичность мнения, независимость суждений
По характеристике воспитательных целей: В традиционной школе налицо приоритет воспитания, провозглашающий это самое воспитание как культивирование самостоятельности, сотрудничества только при необходимости, как воспитание в ребенке четкой нравственной и мировоззренческой позиции. В инновационной же школе учитель работает под девизом: «Обучая, я воспитываю; воспитывая, я обучаю!». Не разделяя эти два процесса, педагог воспитывает в ребенке стремление к реализации его индивидуальных возможностей
По характеристике развивающих целей: В традиционной школе развитие личных качеств провозглашается, но не является приоритетным, идет ориентация на среднего ученика. В школе инновационной, напротив, доминирует индивидуальный, насколько это возможно, подход к ученику
По характеру отношений между учителем и учеником: В традиционной школе отношения типа субъект-объект, то есть учитель – это кто обучает, ученики – это те, кого обучают. В инновационной школе – субъект-субъект, то есть учитель и ученики являются равноправными участниками творческого процесса обучения
Каким требованиям должна отвечать школа, чтобы быть допущенной к участию в конкурсе лучшие инновационные школы России? имеющие государственную аккредитацию; в которых функционируют органы самоуправления; не имеющие нарушений образовательного и трудового законодательства; имеющие утвержденную программу развития; являющиеся ресурсными (методическими) центрами для других общеобразовательных учреждений; полностью укомплектованные педагогическими кадрами; обеспеченные оборудованием для информационно-коммуникационных технологий обучения; предоставляющие учредителю или общественности ежегодный отчет о своей работе
Каковы критерии конкурсного отбора? обеспечивать высокое качество обучения и воспитания; использовать современные технологии образования, в том числе информационно-коммуникационные; обеспечивать доступность качественного образования – процент обучающихся, не получивших основное общее образование до достижения 15-летнего возраста, должен быть существенно ниже среднего по региону; предоставлять ученикам возможность обучения в различных формах; эффективно реализовывать программу развития; обеспечивать сочетание принципов единоначалия и самоуправления (органы самоуправления должны обеспечивать демократический характер принятия решений); создавать условия для сохранения состояния здоровья обучающихся; иметь позитивные оценки родителей, выпускников и местного сообщества; обеспечивать безопасность участников образовательного процесса; участвовать в муниципальных, региональных, федеральных и международных фестивалях, конкурсах, смотрах и т.п.; создавать условия для внеурочной деятельности учеников и предоставлять им возможность дополнительного образования.
Мониторинг — процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или процесса
Функции мониторинга выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения явлений окружающей среды, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее; устанавливает отношения со своим окружением, обеспечивая обратную связь, в отношении предыдущих удач и неудач определенной политики или программ; устанавливает соответствия правилам и контрактным обязательствам
Мониторинг в образовании представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательных системах или отдельных их элементах, а также об удовлетворении образовательных потребностей населения, родителей, других сфер (культуры, науки, производства, общественной жизни)
виды измерений: педагогические, дидактические, социологические, психологические, медицинские, санитарно-гигиенические, экономические, статистические и др.
Информационный – накопление и распространение информации. Проблемный – выявление причин неудач (это могут быть невысокие результаты ЕГЭ, аттестации, влияние на качество образования наполняемости классов, обученность, сменность, второгодники).
Получаемая в процессе мониторинга информация должна отвечать следующим требованиям: объективность – информация должна отражать реальное состояние дел; точность - погрешности измерений должны быть минимальные; полнота – источники информации должны быть оптимальными; достаточность – объем информации должен позволить принять обоснованное решение; систематизированность – информация, полученная из разных источников, должна быть приведена к общему знаменателю; оперативность – информация должна быть своевременной; доступность – информация должна быть представлена в форме, позволяющей видеть реальные проблемы, требующие решения
Схема мониторинга МОУ
Целью мониторинга качества образования является : обеспечение администрации школы, членов Совета школы, экспертов аттестационных комиссий, осуществляющих управление образовательным учреждением, информацией о состоянии и динамике качества образования в образовательном учреждении. повышение уровня успеваемости, качества обучения учащихся; повышение уровня педагогической деятельности преподавателей, качества управления учебным процессом на уровне школы; отслеживание динамики количественных показателей успешности учебного процесса.
Задачами мониторинга качества образования являются: организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике показателей качества образования; технологическая и техническая поддержка сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике качества образования.; проведение сравнительного анализа и анализа факторов, влияющих на динамику качества образования; оформление и представление информации о состоянии и динамике качества образования..
Функциями мониторинга качества образования являются: сбор данных в образовательном учреждении по показателям и индикаторам мониторинга качества образования; получение сравнительных данных, выявление динамики и факторов влияния на динамику качества образования; определение и упорядочивание информации о состоянии и динамике качества образования в базе данных образовательного учреждения; координация деятельности организационных структур (МО, творческие группы), задействованных в процедурах мониторинга качества образования, и распределение информационных потоков в соответствии с их полномочиями
Основными принципами школьного мониторинга качества образования являются: приоритет управления – это нацеленность результатов мониторинга качества образования на принятие управленческого решения; целостность – это единый последовательный процесс мониторинга качества образования, экспертизы соответствия нормативам показателей качества образовательного учреждения, принятия управленческого решения в отношении участников образовательного процесса; оперативность – это сбор, обработка и представление информации о состоянии и динамике качества образования для оперативного принятия управленческого решения; информационная открытость – доступность информации о состоянии и динамике качества образования для участников образовательного процесса, общественности, родителей, экспертов
ОСНОВНЫЕ объекты ШКОЛЬНОГО МОНИТОРИНГА Учащиеся количественные, ежегодно анализируемые в начале учебного года (количество учащихся, возрастной состав, количество мальчиков и девочек). Результаты учебной деятельности: уровень успеваемости учащихся, причины пробелов в знаниях; анализ поступления учащихся в вузы, техникумы, колледжи; уровень сформированности общеучебных умений и навыков; уровень обученности учащихся. Характеристики состояния здоровья, в частности: - физическое здоровье учащихся; - уровень физической подготовленности. Результаты исследования психического развития учащихся, в том числе: - исследование по типу характера; - анализ психологического единства класса; - выявление отношения учащихся к школе, включая мотива цию учения, сферу познавательных интересов и уровень адаптации учащихся в школе.
ОСНОВНЫЕ объекты ШКОЛЬНОГО МОНИТОРИНГА Учителя 1. Удовлетворенность учителя профессиональной деятельностью. 2. Уровень методических затруднений учителей. 3. Анализ инновационной деятельности педагога. 4. Рейтинг учителей.
ОСНОВНЫЕ объекты ШКОЛЬНОГО МОНИТОРИНГА Родители 1. Социологическое исследование социального состава семей. 2. Исследование "Моя семья". 3. Отношение родителей к работе школы.
Выводы проанализировать состояние организации и управления мониторингом качества образования в школе; изучить опыт и достижения науки и практики в области построения и применения систем мониторинга в МОУ; разработать модель мониторинга качества образования в МОУ; осуществить отбор, адаптацию и проектирование оценочно-критериальных комплексов, методик и способов получения информации о качестве образования в МОУ; подготовить нормативно-методические документы для обеспечения мониторинга качества образования в МОУ; разработать информационно-экспертную систему для сведения, обобщения, классификации и анализа информации мониторинговых исследований;