РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы
Цели собрания: - выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся; - выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем; - привлечь внимание родителей к серьёзности проблемы адаптации.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребёнка. Наша задача – разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам. На сегодняшнем собрании мы имеем возможность узнать точки зрения всех участников учебного процесса и увидим наших детей глазами психолога, учителей предметников.
С точки зрения психологии… Подростковый возраст (10-15 лет)период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела. Идет половое созревание. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности развития подростков должны иметь в виду и педагоги и родители. Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно и неверно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создаёт дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте много замечательных составляющих. Подростковый возраст – это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток всё более стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение. Некоторые психологи выделяют у детей подросткового возраста особое свойство личности, которое называют чувством взрослости.
Н.К.Крупская характеризуя этот возраст, говорила, что подросток уже не ребёнок, но уже и не взрослый. Подросток – это ребенок, становящийся взрослым. В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра – биологический и психологический. Мы ведем речь именно психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контакта с разными учителями, усвоение новых предметов).
Надо заметить, что с понятием адаптация тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе»: Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала. Новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях. Качественно иной, более взрослый тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин: недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значительными людьми.
С точки зрения учителей предметников…..…. Уважаемый учитель! Ответьте на вопросы. 1. Какими особенностями обладает 5 класс в целом (по сравнению с другими классами)? 2. C каким настроем вы идёте на урок в 5 классе? 3. Кто из учеников класса имеет наилучшую подготовку по вашему предмету? 4. Кому из учеников нужны дополнительные занятия по предмету? 5. Какие пожелания Вы хотели бы высказать родителям пятиклассников? 6. Какие советы Вы можете дать классному руководителю?
С точки зрения врачей Мониторинговая карта здоровья учащихся 5 класса Медицинская группа Мальчики Девочки Суммарно Кол-во чел. % от общего числа Кол-во чел. % от общего числа Кол-во чел. % от общего числа Основная 4 66,6 2 33,4 6 100 Подготовительная - - - - - - Специальная медицинская - - - - - -
С точки зрения родителей Как правильно организовать рабочий день 5-классника? Необходимо ли помогать ребенку при выполнении домашних заданий? Ребенок приходит со школы усталым. Как быть? По некоторым устным предметам задают слишком много читать. Ребенок не может понять смысл прочитанного и не запоминает материал. Чем ему помочь?
С точки зрения детей 1. Я иду утром в школу с радостью. 2. В школе у меня обычно хорошее настроение. 3. В нашем классе хороший классный руководитель. 4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. 5. У меня есть любимый учитель. 6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение. 7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. 8. У меня есть любимые школьные предметы. 9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. 10. На летних каникулах я скучаю по школе.
Подведение итогов собрания -консилиума. Решение собрания: Классный руководитель продолжает наблюдать за адаптацией 5-классников и проводит дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями. Родителям предоставляется возможность посетить интересующие их уроки. Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса.
«Родители и дети». «Переходный возраст – это как будто гусеница становится куколкой, а потом из этой окукленной гусеницы вылетает прекрасный и совершенный мотылек. Переходный возраст и есть куколка, в которой совершается таинство превращения. Все предшествующие стадии развития данного организма служили подготовкой к этой последней ступени – зрелости».