Пифагор (около 570-500 гг. до Р.Х.): «Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок». Пифагор (около 570-500 гг. до Р.Х.): «Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок». Эзоп (4 в. до Р.Х.): «Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда». Конфуций (4 в. до Р.Х.): «Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие»; «Перед человеком к разуму три пути: путь размышления – самый благородный; путь подражания – самый легкий; путь личного опыта – самый тяжелый». Лаоцзы (4-5 вв. до Р.Х.): «Нельзя быть драгоценным, как яшма, нужно стать простым, как камень». Сократ (около 470-399 гг. до Р.Х.): «Есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество». Платон (427-347 гг. до Р.Х.): «Круглое невежество – еще не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже».
Аристотель (384-322 гг. до Р.Х.): «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед» Аристотель (384-322 гг. до Р.Х.): «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед» Сюньцзы (около 313- около 238 гг. до Р.Х.): « Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей». Марк Тулий Цицерон (около 106-43 гг. до Р.Х.): «Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу». Луций Анней Сенека (около 4 г. до Р.Х.): «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо нельзя без первых уроков научиться последним». Иоанн Златоуст (347-407 гг.): «Время скорби не то, когда зло страдаем, но когда творим зло». Вишакхадатта (5-6 вв.): «Ум и храбрость – звук пустой, если преданность забыта». Саади (около 1205-1292 гг.): «Говори с людьми в соответствии с их разумом». Леонардно да Винчи (1452-1519 гг.): «Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок».
Мишель де Монтень (1533-1592 гг.): «Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, -нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему». Мишель де Монтень (1533-1592 гг.): «Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, -нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему». Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.): «Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения». Джон Локк (1632-1704 гг.): «В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости; ученость становится в нем педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – льстивостью». Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.): «Вам не удается никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов»; «Дайте детству созреть в детстве»; «Знаете ли вы самое верное средство сделать вашего ребенка несчастным? Это приучить его ни в чем не знать отказа… Иммануил Кант (1724-1804 гг.): «Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого!». Карл Маркс (1818-1883 гг.): «Наказание не должно внушать больше отвращения, чем проступок».
К.Д.Ушинский (1825-1895 гг.): «Вечно нестареющее детство души есть глубочайшая основа истинного самовоспитания». К.Д.Ушинский (1825-1895 гг.): «Вечно нестареющее детство души есть глубочайшая основа истинного самовоспитания». Л.Н.Толстой (1828-1910 гг.): «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Мохатма Ганди (1869-1948 гг.): «Если желаешь, чтобы изменился мир – сам стань этим изменением». В.А.Сухомлинский (1918-1970 гг.): «Быть хороши учителем можно, только будучи хорошим воспитателем»; «…В воспитании все главное – и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе». А.С.Макаренко (1888-1939 гг.): «… каждый труд должен быть творческим трудом, ибо он целиком идет на создание общественного богатства и культуры страны трудящихся. Научить творческому труду – особая задача воспитателя». М.П.Щетинин: «…нужно вписать ребенка в космический процесс».
З группы теорий образования, исходящие из з-х моделей человека: З группы теорий образования, исходящие из з-х моделей человека: Механические (поведенческие) теории – человек подобен машине, Цель образования – воспитание заранее определенных типов поведения. (Стратегия - набор инструкций) Теория познания (дидактические) - человек, мозг; Цель образования – раскрытие возможностей разума, критического мышления и решения проблем. (Стратегия -дидактический инструктаж, механическое запоминание…) Органическая (гуманистическая) теория – человек живой организм, обладает собственным уникальным генетическим заданным потенциалом и задача обучения – максимально раскрыть т развить этот потенциал. (Стратегия -индивидуальные программы обучения, самообучение и самообразование)
Материалистическое образование (Я.А. Коменский) – основная цель – передать как можно больший объем знаний из различных областей. Материалистическое образование (Я.А. Коменский) – основная цель – передать как можно больший объем знаний из различных областей. Дидактический формализм (И.Гербарт, Г.Спенсер) – многознание уму не научит; необходимо учить ребенка мыслить, развивать его способности и познавательные интересы, память, внимание, мышление.
Дидактический утилитаризм (Д.Дьюи, К.Кершенштайнер и др.) – приоритет – индивидуальной и общественной деятельности ученика, внимание – занятиям конструктивного характера (готовка еды, шитье, рукоделие и др.).
Проблемно-комплексная теория (Б.Суходольский) – изучать отдельные школьные предметы не порознь, а комплексно, делая предметом познавательной деятельности учащихся проблемы, разрешение которых требует использования знаний их различных областей (своего рода «метод проектов»). Проблемно-комплексная теория (Б.Суходольский) – изучать отдельные школьные предметы не порознь, а комплексно, делая предметом познавательной деятельности учащихся проблемы, разрешение которых требует использования знаний их различных областей (своего рода «метод проектов»). Структуризм (Х.Сосницкий) – содержание обучения должно быть организовано в виде решетки из крупных структур, содержащих основные системообразующие компоненты.
- раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, а также рассматривающий различные концепции воспитания и воспитательные системы. - раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, а также рассматривающий различные концепции воспитания и воспитательные системы. Современная педагогическая наука включает многочисленные теории и концепции воспитания, их различие обусловлено разными представлениями ученых-исследователей о человеке и формировании его личности, о роли педагога в воспитании и развитии ребенка.
1 направление. В основе первого лежит взгляд на ребенка как на объект педагогического процесса, т.е. важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Этому направлению соответствуют следующие определения: 1 направление. В основе первого лежит взгляд на ребенка как на объект педагогического процесса, т.е. важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Этому направлению соответствуют следующие определения: Воспитание- целенаправленное, систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества (Н.Е.Ковалев);
Воспитание- процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю.К.Бабанский); Воспитание- процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю.К.Бабанский); Воспитание - планомерное и целенаправленное воздействие и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производственному труду (А.В.Петровский);
Воспитание в широком социальном смысле – воздействие на личность общества в целом. Воспитание в широком социальном смысле – воздействие на личность общества в целом. Воспитание – целенаправленная деятельность призванная формировать у детей систему качеств личности, воззрений и убеждений (А.В.Мудрик). Такой взгляд на воспитание характерен для традиционной педагогики, основанной на социоцентрическом подходе, в рамках которого цель развития личности - ее социализация с позиций максимальной общественной полезности.
2 направление отражает эволюцию в философских воззрениях современного европейского общества, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек. 2 направление отражает эволюцию в философских воззрениях современного европейского общества, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек. Развитие гуманистических идей способствовало рождению новой педагогической парадигмы, нового взгляда на ребенка как на субъекта воспитания.
воспитание детерминировано культурой общества; воспитание детерминировано культурой общества; воспитание и обучение - два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания; эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание; эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех структурных элементов, участвующих в воспитательном процессе: цели, содержания, форм, методов, средств, адекватных ребенку и педагогу.
Психоаналитическая теория (А.Газелл, З. Фрейд, А.Фрейд, Э.Эриксон); Психоаналитическая теория (А.Газелл, З. Фрейд, А.Фрейд, Э.Эриксон); Когнитивная теория (Ж.Пиаже, Л.Кольберг, Д.Дью); Поведенческая (бихевиористская) теория (Д.Локк, Д. Уотсон, Б.Скиннер); Биологическая (генетическая) теория (К.Лоренц, Д.Кеннел,); Социоэнергетическая (культурно-родовая) теория (Л.С.Выготский, П.А.Флоренский, Д.Радьярд); Теория свободного воспитания (Ж.Ж.Руссо:»все средства из самого себя» Гуманистическая психология и педагогика (А. Маслоу, К.Роджерс и др.)
Теория свободного воспитания (Ж.-Ж.Руссо: «все средства из самого себя). Основные идеи: Теория свободного воспитания (Ж.-Ж.Руссо: «все средства из самого себя). Основные идеи: - воспитание должно основываться на прирожденных свойствах; - опираться на изучение детей; - три фактора воздействуют на воспитание: природа, человек, вещи; - семейное воспитание лучше, чем общественное; - к воспитателю надо предъявлять высокие требования; - давать ребенку больше свободы и меньше власти над ним; - учить ребенка надо после двенадцати лет, до этого общее развитие; - в образовании должен быть элемент системы: самостоятельная работа воспитанника.
Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс и др.) и гуманистическая, ненасильственная педагогика. (М.Монтессори, Вальдорфская школа Р.Штайнера и др.) Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс и др.) и гуманистическая, ненасильственная педагогика. (М.Монтессори, Вальдорфская школа Р.Штайнера и др.) Л.Н.Толстой. Основные идеи: - всякое учение должно быть только ответом на вопрос, возбужденный жизнью; - воспитывать не только один разум, но и использовать нравственный закон, без которого все остальное не имеет смысла; - соотношение рационального и эмоционального; - любовь к ребенку, облик воспитателя, поэтому: начни с себя; - индивидуальный подход к детям; - добровольность в обучении; - свобода при обучении при минимальном руководстве, цель которого создать условия для самообучения; - истинное воспитание – это нравственное просвещение; - отсутствие жесткой системы и программ, надо руководствоваться только «изучением потребностей учеников»; - не нравоучения, а организация жизни детей.
П.Ф.Каптерев, основные идеи: П.Ф.Каптерев, основные идеи: - дети должны иметь возможность выбора между игрой и занятием; - отказ от жестких программ, расписания (на усмотрение воспитателя); - главное: игра, развлечения, общее развитие. П.Ф.Лесгафт, основные идеи: - щадить личность ребенка; - жесткость и систематизация занятий может убить всякое начинание и энергию ребенка.
К.Е.Вентцель (автор «Декларации прав ребенка, издатель журнала «Свободное воспитание», создатель «идеального детского сада») основные идеи: К.Е.Вентцель (автор «Декларации прав ребенка, издатель журнала «Свободное воспитание», создатель «идеального детского сада») основные идеи: - предлагать только те знания, которые ребенку сейчас нужны, которые он может использовать в текущей жизни, а не те, которые понадобятся (или нет) в будущем; - обязательно трудовая деятельность; - свободный выбор, творческий подход; - самовыражение ребенка; - главная форма – не занятие, а экскурсия; - сколько детей – столько должно быть систем воспитания; - воспитатель и дети – «две равноправных единицы»; - никаких планов, программ, все диктуется «планом жизни детей».
Р.Х.Шлегер, основные идеи: Р.Х.Шлегер, основные идеи: - каждый возраст имеет свою собственную жизнь и на этом надо строить воспитательную работу; - главное содержание работы с детьми – осознание и упорядочение их впечатлений; - главная задача – создание условий для саморазвития ребенка.
М.Х.Свентицкая, основные идеи: М.Х.Свентицкая, основные идеи: - принцип творческого подхода в воспитании; - недельные планы, но обязательные; - предоставить детям свободу в проявлении своих реакций; - свобода от заранее намеченных целей (т.е. возможность их корректировки в зависимости от обстоятельств), фокус – интересы детей; -опора на законы развития ребенка; - свобода от всяких систем, мешающих творчеству; - одна воспитательница ведет детей от приема до выпуска в школу.
С 1921 г. идет гонение на идеи свободного воспитания, а к концу 50-х годов оно окончательно изживается из практики общественного воспитания в дошкольных учреждениях. С 1921 г. идет гонение на идеи свободного воспитания, а к концу 50-х годов оно окончательно изживается из практики общественного воспитания в дошкольных учреждениях. В наше время идеи свободного воспитания возрождаются, эти идеи мы видим в системе М.Монтессори, вальдорфской педагогике.
Термин «традиционное обучение» Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в ХУ!!в. На принципах дидактики, сформированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Признаки классно-урочной технологии: Учащиеся одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; Класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию; Основной единицей занятий – урок; Урок посвящен одному учебному предмету; Работой учащихся руководит учитель; Учебники применяются в основном для домашней работы.
Положительные стороны Положительные стороны