Виды и формы психологической помощи Виды и формы психологической помощи Организация психологической помощи в образовательных учреждениях. Установление контрактных отношений с клиентом Оценка эффективности психологической помощи Мотивационное консультирование Психодинамическая модель психологической помощи:механизмы возникновения проблем Психологические защиты и способы их преодоления. Гуманистическая модель психологической помощи
НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ЖЕРТВ НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ЖЕРТВ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ АЛЬТРУИСТИЧЕСКИМ ПОВЕДЕНИЕМ – ОНА НЕ СВЯЗАНА С ЛИЧНЫМ РИСКОМ И ЛИШЕНИЯМИ ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК НЕ ИМЕЕТ БОЛЬШЕЙ ЗНАЧИМОСТИ, ЧЕМ Я САМ/А
облегчение состояния страдающего человека или избавление от того, что приносит ему страдание облегчение состояния страдающего человека или избавление от того, что приносит ему страдание
исправление, устранение или нейтрализация того, что представляется нежелательным или вредным для человека исправление, устранение или нейтрализация того, что представляется нежелательным или вредным для человека
Предоставление психологической информации, недостающей для принятия решения, изменения поведения, поиска выхода из затруднительной ситуации Предоставление психологической информации, недостающей для принятия решения, изменения поведения, поиска выхода из затруднительной ситуации
Директивная форма консультирования: Директивная форма консультирования: предоставление советов, наставничество, психологическое обучение
Ситуация оказания профессиональной психологической помощи При каких обстоятельствах психолог может оказать профессиональную, а не бытовую психологическую услугу?
необходима уверенность в том, что изменения необходимы и они не нанесут большего вреда необходима уверенность в том, что изменения необходимы и они не нанесут большего вреда стремление предвидеть возможные последствия психологического воздействия на свою личность необходимы гарантии достижения запланированного результата
определяет нормальность или ненормальность состояния определяет нормальность или ненормальность состояния объясняет возможные причины, динамику проблемы и механизмы её существования дает прогноз изменений состояния в случае воздействия на механизмы, поддерживающие проблему
Отличается систематичностью Отличается систематичностью (нет фрагментарности) и доказательным выведением знания из неких основополагающих принципов, базовых понятий, в которых фиксируется суть описываемого феномена
Может точно совпадать с проблемной ситуацией, быть точной схемой Может точно совпадать с проблемной ситуацией, быть точной схемой Может совпадать в отдельных деталях и не совпадать в других, быть приблизительной схемой Может быть более подробной, чем реальная проблемная ситуация, быть избыточной или опережающей реальную динамику событий
Важно – как тебя воспринимают! Важно – как тебя воспринимают! Сертификаты, дипломы, регалии Фотографии Представления клиентов о внешнем облике психолога Имидж нужно создавать!
ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
спонтанность спонтанность умение выражать свои чувства коммуникативные навыки эмпатические способности (эмоциональный интеллект) адекватные самооценка и уровень критичности толерантность, уверенность в себе и принятие другого
Не стимулируйте контакт, задавая ожидаемые вопросы! Не стимулируйте контакт, задавая ожидаемые вопросы!
Мотивированное обращение с просьбой предоставить конкретную форму психологической помощи. Мотивированное обращение с просьбой предоставить конкретную форму психологической помощи.
Компоненты жалобы: Компоненты жалобы: локус жалобы (на кого или на что она ориентирована) самодиагноз (почему это случилось, по мнению посетителя) психологическая проблема (необходимость что-то изменить в себе или в обстоятельствах) запрос (просьба предоставить ту или иную помощь)
Особенностями личности Особенностями личности Особенностями межличностных отношений Особенностями социальной ситуации
ПСИХОЛОГ ФОРМУЛИРУЕТ СВОЁ ВИДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ ПСИХОЛОГ ФОРМУЛИРУЕТ СВОЁ ВИДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ
конкретизация проблемы и её операционализация конкретизация проблемы и её операционализация в соответствии с имеющимися теоретически обоснованными способами решения
Цель работы, её результат Цель работы, её результат Показатели достижения цели (параметры оценки работы) Как будет достигаться цель Права и обязанности, распределение ответственности Рамки и условия работы Возможность взаимодействия в форс-мажорных ситуациях
ЦЕЛЬ ЦЕЛЬ
Два уровня оценки – субъективный и объективный Два уровня оценки – субъективный и объективный
Помещение, которое обеспечивает безопасность и конфиденциальность общения Помещение, которое обеспечивает безопасность и конфиденциальность общения Соблюдение техник и процедур помощи Работа психолога над своими личными проблемами, личная психотерапия Прояснение своих чувств, возникающих при работе с клиентами (посещение Балинтовских групп) Супервизия своей работы Развитие и поддержка навыков оказания помощи
Важны также Важны также Частота встреч: не реже одного раза в неделю Продолжительность встречи: 1-1,5 часа Насыщенность содержания встреч Разнообразие используемых методик и техник Мера участия клиента в работе над проблемой Взаимодействие с клиентом по окончании работы для отслеживания устойчивости изменений
Выяснение амбивалентности в ожиданиях, установках, отношениях клиента Выяснение амбивалентности в ожиданиях, установках, отношениях клиента
А насколько Вас лично беспокоит Ваше поведение, личность? А насколько Вас лично беспокоит Ваше поведение, личность? Насколько оно мешает другим Вашим целям в жизни? Что произойдет, если ничего не изменится? А что произойдет с Вами, если Вы признаете, что Ваше поведение является проблемой? Какие признаки будут достаточными, чтобы считать, что Ваше поведение проблемное? Вы раньше что-нибудь предпринимали для того, чтобы что-то изменить? Что именно?
При завершении мотивационного интервью спросите о том, какой шаг намерен сделать клиент по завершении беседы? При завершении мотивационного интервью спросите о том, какой шаг намерен сделать клиент по завершении беседы?
Что нужно, чтобы Вы могли сделать шаг навстречу к интервалу 8-10? Что нужно, чтобы Вы могли сделать шаг навстречу к интервалу 8-10? Каковы «за» и «против» того, чтобы не изменяться? Каковы «за» и «против» того, чтоб измениться? Составьте таблицу «Плюсы и минусы» от того, если поведение изменится? И от того, если оно не изменится?
Снижать привлекательность проблемного поведения Снижать привлекательность проблемного поведения Усиливать личную ответственность за происходящее Прояснять цели изменения поведения Демонстрировать эмпатию Отзеркаливание только для уточнения понимания Делиться информацией о возможных путях изменения
Оценка поведения клиента Оценка поведения клиента Обвинение клиента Конфронтация с чьим бы то ни было мнением Навешивание ярлыков Неточная оценка значения поведения для клиента Чрезмерная настойчивость психолога
Механизмы возникновения психологических проблем Механизмы возникновения психологических проблем
Психодинамическая модель опирается на концепцию Зигмунда Фрейда о бессознательном Психодинамическая модель опирается на концепцию Зигмунда Фрейда о бессознательном
До трех лет ребенок не в состоянии сам различать свои потребности без помощи матери: их отношения имеют симбиотический характер До трех лет ребенок не в состоянии сам различать свои потребности без помощи матери: их отношения имеют симбиотический характер Мать формирует представления о том, что и как может быть удовлетворено на основе принципа реальности После возникновения EGO эти представления трансформируются в SUPER-EGO
Забота – обеспечение матерью потребностей зависимого от нее ребенка, а также организация и регуляция влияний со стороны внешнего мира. Забота – обеспечение матерью потребностей зависимого от нее ребенка, а также организация и регуляция влияний со стороны внешнего мира. Обеспечивает ощущение достаточной безопасности
Недостаточная сепарация человека от своих родителей Недостаточная сепарация человека от своих родителей «Я» пытается установить тождественные отношения со всеми значимыми другими, не различает свои потребности от потребностей других людей перестает реагировать на индивидуальные потребности адекватным образом, постоянно сверяясь с находящимся в «Сверх Я» образце.
Соединяет теории травмы и инстинктов Соединяет теории травмы и инстинктов В центре анализа не индивидная психика, а отношения человека (что происходит между клиентом и окружающими людьми)
Психологические защиты и способы их преодоления Психологические защиты и способы их преодоления
Лежат в основе процесса сопротивления, проявляемого в отношениях личности Лежат в основе процесса сопротивления, проявляемого в отношениях личности СОПРОТИВЛЕНИЕ – это Отклонения в направлении течения мыслей Инконгруентность (думаю говорю делаю) Психологические защиты
фиксация фиксация регрессия перенос (внутренний или внешний) смещение сублимация
привлечение внимания клиента к какому-то конкретному явлению чтобы побудить его к признанию того, чего он избегает и что ему в дальнейшем придется признать и осознать еще более четко привлечение внимания клиента к какому-то конкретному явлению чтобы побудить его к признанию того, чего он избегает и что ему в дальнейшем придется признать и осознать еще более четко
выявление психологических явлений, которые проявляются в отношениях клиента и психолога в ходе работы и которые необходимо рассматривать выявление психологических явлений, которые проявляются в отношениях клиента и психолога в ходе работы и которые необходимо рассматривать
Объяснение клиенту смысла проблемной ситуации, возникшей в отношениях с психологом, объяснение действия защитного механизма Объяснение клиенту смысла проблемной ситуации, возникшей в отношениях с психологом, объяснение действия защитного механизма
Восстановление в памяти вытесненных событий и их повторное эмоциональное переживание через механизм переноса эмоций, вызванных значимой фигурой в прошлом, на психолога Восстановление в памяти вытесненных событий и их повторное эмоциональное переживание через механизм переноса эмоций, вызванных значимой фигурой в прошлом, на психолога
Люди строят свои взаимоотношения в настоящем через воспроизводство эмоционально значимых аспектов своих взаимоотношений в прошлом Люди строят свои взаимоотношения в настоящем через воспроизводство эмоционально значимых аспектов своих взаимоотношений в прошлом
Механизмы возникновения психологических проблем. Механизмы возникновения психологических проблем. Гуманистические методы консультирования.
вытеснение из процесса осознания текущего опыта жизни личности его существенных моментов, без которых невозможно найти решение возникающих трудностей вытеснение из процесса осознания текущего опыта жизни личности его существенных моментов, без которых невозможно найти решение возникающих трудностей
Диалог – единственное средство психологического анализа и помощи. Диалог – единственное средство психологического анализа и помощи.
способность отслеживать эмоциональные реакции, возникающие у человека в ответ на различные события в его жизни способность отслеживать эмоциональные реакции, возникающие у человека в ответ на различные события в его жизни
В процессе рефлексии над опытом социального взаимодействия формируется образ «Я» - самость личности: представление о том, кто я есть, каковы мои жизненные цели и ресурсы (возможности). Если рефлексия выборочна, соответственно, ущербной оказывается и самость.