Тема 8. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти Российской Федерации Учебные вопросы: 1. Основы конституционного строя Российской Федерации 2.Федеративное устройство России 3. Система органов государственной власти в Российской Федерации Литература: 1. Конституция Российской Федерации 1993года 2. Смоленский М. Б., Мархгейм М. В. Конституционное право Российской Федерации С. 130-172 3. Мазуров А.В. Правоведение C. 143-150 4. Сайты органов государственной власти
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Конституционный строй - это способ и порядок организации общества и государства, закрепленные в конституции страны Основы конституционного строя - это устои, наиболее важные начала государства и общества, их основные идеи и принципы, отраженные в конституции страны
Основы конституционного строя определяют: Основы конституционного строя определяют: полноту прав и свобод человека и гражданина место и роль человека в обществе и государстве полновластие народа и формы его реализации правовой статус государства организацию власти государственное устройство социально-экономическую основу государства и общества идеологию
Конституционно-правовой статус Российской Федерации Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1) социальное государство (ст. 7) светское государство (ст. 14) суверенное государство
Политические основы конституционного строя Российской Федерации Конституционные основы политической системы Российской Федерации правовое государство народовластие (ст. 3) разделение властей (ст. 10, 11) идеологическое многообразие (п. 1 ст. 13) политическое многообразие (п. 3 ст. 13) равенство общественно-политических объединений перед законом (п. 4 ст. 13) Запрещаются действия направленные на насильственное изменение основ конституционного строя направленные на подрыв безопасности государства направленные на создание вооруженных формирований направленные на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни не допускается вмешательство общественных объединений в деятельность органов государства государственные органы не должны вмешиваться в деятельность общественных формирований
Экономические основы конституционного строя Российской Федерации Конституционные основы экономической политики в Российской Федерации единство экономического пространства (ст. 74 Конституции РФ) свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств - ограничения перемещения могут вводиться в соответсвии с федеральным законом (п. 2 ст. 74 Конституции РФ) поддержка конкуренции (п. 2 ст. 34 Конституции РФ) свобода экономической деятельности не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34 Конституции РФ) защита и обеспечение устойчивости рубля (ст. 75 Конституции РФ) Плюрализм форм собственности
Социальные основы конституционного строя Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Основу социального государства составляют: социальная справедливость охрана труда и здоровья людей установление гарантированного минимального размера оплаты труда обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей развитие системы социальных служб установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты
Идеологические основы конституционного строя Российской Федерации свобода совести свобода мысли политический плюрализм
Государственно-правовые признаки России как федеративного государства Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ (ст. 15 Конституции РФ) Единая территория РФ (ст. 4 Конституции РФ). Единое гражданство РФ ( ст. 6 Конституции РФ). Единая денежная система (п. 1 ст. 75 Конституции РФ) Государственные символы России (государственный флаг, государственный герб, государственный гимн, столица России) Вооруженные силы РФ и другие силовые ведомства Президент РФ. Федеральное собрание РФ. Правительство РФ. Судебная система РФ. Государственная власть РФ.
Принципы федеративного устройства Российской Федерации Государственная целостность (п. 3 ст. 5 Конституции РФ) Единство системы государственной сласти РФ (п. 3 ст. 5 Конституции РФ) Равноправие народов РФ (п. 3 ст. 5 Конституции РФ) Самоопределение народов в РФ (п. 3 ст. 5 Конституции РФ) Национально-территориальный принцип Территориальный принцип Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ
Федеративное устройство Российской Федерации Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации (ст. 5) В составе РФ: на момент принятия Конституции в настоящее время республик - 21 автономных округов - 10 автономных областей - 1 краев - 6 областей - 49 городов федерального значения - 2 ВСЕГО субъектов - 89
Конституционные основы организации государственной власти в Российской Федерации Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст.10 Конституции РФ). Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Cобрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (п. 1 ст. 11). Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (п. 2 ст. 11).
Органы государственной власти: понятие и признаки Российская Федерация осуществляет функции государства через органы государственной власти. Орган государственной власти – это гражданин или коллектив граждан, наделенный государственно-властными полномочиями, уполномоченный государством на осуществление его задач и функций и действующий в установленном государством порядке. Органы государственной власти характеризуются следующими признаками: 1.Они образуются в точном соответствии с законом 2.Орган государственной власти уполномочен Российским государством осуществлять строго определенные задачи и функции 3.Каждый орган государственной власти имеет четко определенную законом структуру, осуществляет свою деятельность в присущих ему организационно-правовых нормах
Классификация органов государственной власти Органы государственной власти классифицируются 1. По принципу разделения властей: законодательные • исполнительные • судебные 2. По субъекту формирования: представительные (выборные) формируемые государственными органами 3. По структуре: • простые • сложные 4. По территории деятельности: центральные субъектов РФ местные 5. По характеру компетенции: общей компетенции специальной компетенции 6. По порядку осуществления в рамках полномочий коллегиальные единоначальные
Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации Президент Российской Федерации является главой государства. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Полномочия Президента Российской Федерации а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации; г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров; е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
Полномочия Президента Российской Федерации ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом; з) утверждает военную доктрину Российской Федерации; и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации; к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации; л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации; м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Федеральное Собрание Российской Федерации Федеральное собрание – парламент Российской Федерации- является представительным органом Российской Федерации Федеральное Собрание Российской Федерации
Предметы (вопросы) ведения Совета Федерации К ведению Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения; в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; д) назначение выборов Президента Российской Федерации; е) отрешение Президента Российской Федерации от должности; ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Предметы (вопросы) ведения Государственной Думы К ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; е) объявление амнистии; ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Правительство Российской Федерации Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Оно состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Правительство Российской Федерации: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия.
Система федеральных органов исполнительной власти имеет 3 иерархических уровня: 1. Министерства – разрабатывают стратегию развития в своей сфере и принимают нормативные правовые акты всего министерств – 2. Федеральные службы – контролируют исполнение законов организациями и гражданами, выполняют федеральные функции всего федеральных служб – 3. Федеральные агентства – оказывают услуги, управляют государственным имуществом всего агентств –
Конституционные основы судебной власти Российской Федерации 1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом 2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства 3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается
Судебная система Российской Федерации Федеральные суды: Конституционный суд РФ Суды общей юрисдикции Арбитражные суды Суды субъектов РФ: Конституционные (уставные) суды субъектов РФ мировые судьи
Конституционный Суд Российской Федерации Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный суд РФ наделен свойственными только для него полномочиями. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России Конституционный суд РФ: решает дела о соответствии Конституции РФ нормативно-правовых актов разрешает споры о компетенции по жалобам за нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона дает толкование Конституции РФ
Суды общей юрисдикции 1. Верховный Суд РФ. Является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики 2. Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов 3. Районные (городские) суды 4. Военные суды
Арбитражные суды 1. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики 2. Федеральные арбитражные суды округов 3. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
Органы государственной власти субъектов федерации: общие положения Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Система органов государственной власти субъектов РФ включает: законодательные (представительные) органы высший исполнительный орган государственной власти судебные органы субъектов федерации иные органы государственной власти субъекта, образуемые в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта
Органы законодательной власти субъектов федерации 1. Представительными и законодательными органами власти республик в составе Российской Федерации являются их парламенты, которые именуются по разному: Народное собрание. Государственное собрание, Верховный совет, Законодательное собрание. Государственный совет, Парламент и т.д. 2. Парламенты республик в составе Российской Федерации избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4-5 лет. Их численный состав колеблется от 27 (Ингушетия и Калмыкия) до 250 (Татарстан). 3. Представительными (законодательными) органами власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов являются думы, собрания и т.д. этих субъектов федерации (например, Московская Городская Дума, Законодательное собрание Ульяновской области, Псковское областное собрание и т.д. Их численный состав не может превышать 50 депутатов (представителей).
Органы исполнительной власти субъектов федерации Система органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации включает их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Ее возглавляет Президент (глава) республики, либо Правительство и его глава. Система органов исполнительной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа включает администрацию (правительство), возглавляемую главой администрации правительства, а также отраслевые и территориальные органы управления и иные органы, создаваемые главой администрации (правительства).
Органы судебной власти субъектов федерации 1. Конституционный (уставной) суд субъекта федерации 2. Мировые судьи
Органы государственной власти Санкт-Петербурга 1. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга (50 депутатов) 2. Органы исполнительной власти: высшее должностное лицо Санкт-Петербурга - губернатор Санкт-Петербурга правительство Санкт-Петербурга (12 – 15 чел.) органы управления (Администрация) администрации районов Санкт-Петербурга (18 районов) 3. Органы судебной власти: Уставной Суд Санкт-Петербурга мировые судьи (211 судебных участков)