«Давайте будем Дружить друг с другом, Как птица - с небом, Как поле - с плугом, Как ветер - с морем, Трава - с дождями, Как дружит солнце Со всеми нами.» И. Мазнина Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!
Учебная тема: Почему на Земле есть жизньУчебный предмет: "Окружающий мир"Участники: ученики 3 классаАвтор: Бычкова Т.С., учитель начальных классов МОУ СОШ №8 г. Рассказово
Дидактические цели:1. Сформировать компетентностив сфере самостоятельной познавательной деятельности 2. Сформировать навыки работы в команде3. Развить умение анализировать и делать выводы на основе своих наблюдений
Дидактические задачи:1. Познакомить детей с основными условиями существования жизни на Земле2. Выяснить зависимость объектов живой природы от состояния неживой природы3. Выявить факторы, негативно влияющие на состояние воды, почвы, воздуха
Аннотация проекта:Отправной точкой для организации данного проекта послужил вопрос учеников : «Почему на Земле (в отличие от других известных планет) есть жизнь, какие условия нужны для существования живой природы?»Чтобы решить эту проблему, была организована исследовательская работа детей в группах. Изучив специальную литературу и самостоятельно проведя ряд опытов, ученики узнали:-Что было бы, если на Земле все время была ночь?-Могут ли живые существа обходиться без воды?-Дышат ли растения?-Есть ли почва на Луне?В результате дети пришли к выводу, что свет, тепло, воздух, вода и почва - необходимые условия существования жизни на Земле. Поэтому необходимо бережно использовать эти природные ресурсы.
Есть одна планета-садВ этом космосе холодном.Только здесь леса шумят,Птиц скликая перелетных..."Основополагающий вопрос:"Цветут ли сады на Луне?"
Проблемные вопросы:1. Что было бы, если на Земле все время была ночь?2. Без воды - и ни туды, и ни сюды?3. Дышат ли растения?4. Есть ли почва на Луне?
Темы самостоятельных исследований:1. «Свет мой, Солнышко, скажи»…2. «…Без воды - И ни туды, и ни сюды!»3. Голубая простыня весь свет покрывает4. Земля не уродит- никто не наградит
Этапы и сроки проведения проекта:Урок 1 Мотивационный этап - 10мин«Мозговой штурм» (Формулирование тем исследований) -15минВыбор творческого названияи формирование групп -15минУрок 2Обсуждение плана работы в группах, поиск источников информации - 20минСамостоятельная работа учащихся в группах - 20минУрок 3Создание презентаций и буклета для отчета о проделанной работе - 40минУрок 4Защита полученных результатов и выводов - 20минОбщий вывод по проекту, формулирование возможных тем будущих проектов - 20мин
Результаты проекта1. Презентация «Свет мой, Солнышко, скажи»…2. Презентация «…Без воды - И ни туды, и ни сюды!»3. Презентация «Голубая простыня весь свет покрывает»4. Буклет «Земля-матушка»5. Веб-сайт проекта «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Информационные ресурсы:Виноградова Н.Ф.и др. «Окружающий мир 3кл» М., «Вентана - Граф» 2004г.Виноградова Н.Ф.и др. «Окружающий мир. Методика обучения» М., «Вентана - Граф» 2004г. Виноградова Н.Ф.и др. «Учимся познавать мир» тетрадь №1 М., «Вентана - Граф» 2004гС.В.Кульневич. Т.П.Лаконценина «Нетрадиционные уроки в начальной школе»Т.Ц. «Учитель».2004г.А.Томилин «Как люди изучали свою Землю». М., «Детская литература» 1984г. «Сказка о волне и художнике. Айвазовский». М., «Белый город» 2005г. «Обо всем на свете». Детская энциклопедия . АСТ «Астрель» 2000г.