МОУ средняя школа №26 АДРЕС: г. Тольятти, ул. Баныкина, д. 12 ТЕЛЕФОН: 48-44-72, 48-45-21 900igr.net
УРОК ПО ПРЕДМЕТУ: «Окружающий мир» Использованы материалы: Учебник «Окружающий мир» 4 класс; Методические разработки уроков «Окружающего мира» 4 класс; Медиатека «Детской энциклопедии Кирилла и Мефодия» Подготовили урок: Терентьева Марина Вячеславовна, Самсонова Елена Михайловна Провела урок: Терентьева Марина Вячеславовна Класс: 4 Тема: «Моря, озёра и реки России»
УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «Моря, озёра и реки России» ЦЕЛЬ: Сформировать у учащихся представление о морях, озёрах и реках России. Познакомить с их местонахождением. ЗАДАЧИ: Развивать: познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы. ОБОРУДОВАНИЕ: Картины, рисунки, фотографии, слайды с изображением изучаемых объектов, физическая карта России, карта полушарий.
Добрый день, дорогие друзья! Новой встрече очень рада я! Сегодня нас ждут (наверно, не зря) Озёра, реки и моря! Чтобы о водах России знать, Надо карту уметь читать, Быть внимательным, уметь наблюдать, И, конечно, рассуждать!!!
Проверка знаний и умений Расскажите об Ильменском заповеднике, покажите его местоположение на карте. 2. Покажите на карте и назовите горы на территории России.
Почему говорят: «Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал»
ПРОДОЛЖИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ: Наш город расположен на… а) Средне-Сибирском плоскогорье; б) Восточно-Европейской равнине; в) Западно-Сибирской равнине. 2. Каменным поясом земли назвали… а) вулканы Камчатки; б) Кавказские горы; в) Уральские горы.
3. Самые высокие горы России – это… а) Саяны; б) Алтай; в) Кавказские горы; г) Вулканы Камчатки. 4. Восточно-Европейская равнина – это… а) холмистая равнина; б) плоская равнина.
5. В список Всемирного наследия включены… а) вулканы Камчатки; б) Саяны; в) Алтай. 6. Ильменский заповедник расположен… а) на Кавказе; б) в Саянах; в) на Урале.
Соедините стрелками тип равнины и её название Восточно-Европейская равнина Западно-Сибирская равнина Средне-Сибирское плоскогорье Уровень моря Уровень моря Уровень моря
Соедините стрелками контуры гор и их название: Уральские горы Кавказские горы Саяны Алтай Вулканы Камчатки
РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ У нас есть транспорт. Вы готовы к путешествию по водным просторам страны? Путь наш начнём с города-порта Владивосток, наш маршрут пройдёт по морям. Каким? (Японское море, Охотское море, Берингово море, Чукотское море, Восточно-Сибирское море, море Лаптевых, Карское море, Белое море, Баренцево море, Балтийское море, Чёрное море, Каспийское море.)
В пути нас подстерегают опасные места, морские глубины с их тайнами. Правильные ответы на вопросы путешественника дают право двигаться дальше. Каспийское море на самом деле не море, а … 2. Какие океаны омывают материк Евразия? На востоке? На севере? На западе?
3. Какие моря относятся к Тихому океану? (Охотское море, Японское море, Берингово море) 4. Перечислите моря Северного Ледовитого океана. (Белое море, Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море) 5. А какие моря относятся к Атлантическому океану? (Балтийское море, Чёрное море) 6. Что вы можете сказать о морях Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов?
7. Что вы можете сказать о воде в морях? (вода в морях солёная) 8. Сколько морей омывает российские берега? (11 морей)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура – замри!
А сейчас наш путь лежит на озёра страны. Какие озёра вам знакомы? Найдите на карте озеро Байкал. Где оно расположено? Покажите на карте озеро Байкал и Каспийское озеро-море. Но это ещё не все озёра, их на территории России свыше двух миллионов. Найдите ещё озёра на карте, ещё раз обратите внимание на условные обозначения, это поможет вам сориентироваться.
Наш волшебный транспорт познакомит нас с реками. Первую группу он прокатит по Восточно-Европейской равнине, вторую – по Западно-Сибирской, а третью – по Средне-Сибирскому плоскогорью. Ваша задача: после путешествия по рекам познакомить одноклассников с самыми крупными реками.
Первая группа Показывает на карте и называет: «Волга – это самая крупная река Восточно-Европейской равнины. Ещё есть на севере Северная Двина и Печора, на юге – Дон и Урал, в центре – Кама и Ока».
Вторая группа Знакомит с реками: «Крупными реками Западно-Сибирской равнины являются Обь и Енисей. Река Обь имеет много притоков, одним из них является река Иртыш. Енисей берёт своё начало в Саянах. Притоков с Западно-Сибирской равнины Енисей не имеет. Обе реки впадают в Карское море».
Третья группа Знакомит с реками Средне-Сибирского плоскогорья: «Крупные реки Средне-Сибирского плоскогорья – Лена и Амур, ещё приток Енисея Ангара. Река Лена имеет наибольшее количество притоков. На севере текут реки Индигарка и Колыма. Реки Лена, Индигарка и Колыма несут свои воды в Северный Ледовитый океан, а Амур – в Охотское море».
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА Задания по контурной карте: Первая группа – подписать названия морей Вторая группа – подписать названия рек Третья группа – подписать названия озёр
ИГРА «КАПИТАНЫ» Проложите морской путь из Мурманска на остров Сахалин в Охотском море. (дети играют в группах, записи ведут в тетрадях).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Стр. 72 – 77 Выполнить задание 4 (стр. 75)