Правила поведения в условиях вынужденной автономии на природе Тема: правила поведения в условиях вынужденной автономии на природе.
Цель урока:научить готовиться к походу, ориентироваться на местности и выживать в природных условиях. Задачи: обучающие: 1.Определить причины автономного существования человека на природе; 2. научить способам ориентирования на местности; 3. познакомить с требованиями для подготовки к походу; 4. знать способы постройки временного жилья, разведения костра, добычи пищи и воды; 5. знать приёмы самопомощи и сигналы бедствия. развивающие: 1. развивать самостоятельность в принятии решений; 2. развивать выносливость, трудолюбие и толерантность в общении. воспитательные: 1. воспитывать любознательность, бережное отношение к природе, чувство товарищества и взаимопомощи, необходимые в коллективе; . Оборудование: туристический рюкзак, снаряжение для похода, учебник по ОБЖ 10 класс, компьютер или видео, видеопрограммы по ОБЖ.
План урока: 1. Проверка домашнего задания: карточки и фронтальный опрос – 6 минут;2. Основная часть – 28 минут;Введение в новую тему и связь с предыдущей темой.Изучение новой темы:- причины автономного существования человека;- подготовка к походу;- способы ориентирования на местности;- выживание;- как развести костёр и защититься от жары и холода?;- тесты для закрепления знаний;- как выбрать место и построить жилище для ночлега?;- добыча пищи и воды. Ядовитые и полезные растения;- приёмы самопомощи и сигналы бедствия;- тесты для закрепления знаний.3. Игра по карточкам – 8 минут;4. Подведение итога игры – 2 минуты;5. Доведение домашнего задания – 1 минута.
IПроверка домашнего задания. Фронтальный опрос:История и задачи МЧС России;История и задачи полиции РФ;Организация скорой медицинской службы в РФ. Одновременно работа с карточками или тестами.
IIОсновная часть Введение в новую тему и связь с предыдущей темой. Учитель говорит: -Как мы узнали с вами, что основной задачей МЧС России, полиции и скорой медицинской помощи является охрана жизни и здоровья граждан РФ и других жителей на территории РФ, а иногда и за её пределами. Чтобы облегчить эту задачу службам спасения человеку необходимо знать и соблюдать ряд правил поведения. Сегодня мы поговорим о правилах поведения в условиях вынужденной автономии на природе.
Изучение новой темы ( демонстрация звуковой мультимедийной программы по данной теме ) Причины автономного существования человека на природе:1. авария на транспорте;2. потеря ориентирования на местности;3. чрезвычайные ситуации природного характера( например пожар )
Способы ориентирования на местности Понятие ориентирования.Способы ориентирования:по солнцу;по звёздам;по часам;по местным признакам и предметам.
Ориентирование по Солнцу и часам В северном полушарии направление на север определяем став в полдень спиной к солнцу. Тень укажет направление на север. Местный полдень определяется по наименьшей длине тени от шеста-гномона – длиной 1м.По часам стороны света определяются так: часы в горизонтальном положении поворачиваются часовой стрелкой к Солнцу. Через центр циферблата мысленно проводим линию к цифре 1. Биссектриса угла показывает направление север-юг.Юг до 12 часов находится справа от Солнца, а после 12 часов – слева.
Ориентирование по звёздам В Северном полушарии направление на север определяется с помощью Полярной звезды. Находим созвездие Большой Медведицы (расположение звёзд в виде ковша с ручкой).Через крайние две звезды ковша провести воображаемую линию и на ней отложить расстояние, в пять раз больше, чем отрезок между этими звёздами. Направление на неё будет соответствовать направлению на север.
Ориентирование по местным признакам и предметам Направление на юг определяют по:скопление смолы на южной стороне хвойного дерева;в оврагах на южных склонах снег тает быстрей;на пнях на южной стороне годичные кольца шире;Мох нарастает на северной стороне дерева, а на южной больше веток;приподнятый край нижней перекладины креста на куполе церкви направлен на юг, а опущенный на север;пологая сторона муравейника направлена к югу.
Выживание Выживание – это активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях
Как развести костёр и защититься от жары и холода?Необходимо правильно выбрать место для костра:Открытое безветренное место;Недалеко от воды;Очистить место от сухой травы и листьев;Не ближе 4-6 метров от деревьев;Не разжигать в хвойных молодняках;Приготовить воду для заливки огня;Когда костёр развели, то нужно оставить возле него дежурных.От жары можно укрыться в шалаше или под навесом, а от холода соорудить утеплённый снегом шалаш или снежный домик, как строят эскимосы, с маленьким входом и отверстием наверху для дыма.
Электронные тесты для закрепления знаний по 1 части( работа группами по рядам )Проведите прямую линию до полярной звезды;Покажите соответствующую югу сторону ствола дерева;Что является причиной вынужденного автономного существования в природе?Покажите на компасе угол, соответствующий магнитному азимуту;Как нужно себя вести в походе, если вы отстали от группы?
Как выбрать место и построить жилище для ночлега? Место для ночлега и жилища выбирают учитывая следующее:Недалеко от воды;На возвышенном и сухом месте;Если это джунгли, то место должно быть не в пойме реки и проветриваться;Если открытое место, то в низине, защищённой от ветра;Жилище строится из подручных материалов, если нет палатки.
Добыча пищи и воды. Ядовитые и полезные растения.На природе пищей может служить всё, что не угрожает здоровью: ягоды, грибы, лягушки, змеи, корни и стебли некоторых растений.Воду можно пить из проточных источников, заранее профильтровав её. Есть несколько способов очистки воды:через песок;Через ткани, марлю;Путём конденсации.Лучше всего, если есть возможность воду вскипятить.К ядовитым растениям относят волчье лыко и вороний глаз.Подорожник и ромашку можно использовать, как антисептики.
Приёмы самопомощи и сигналы бедствия.Всегда в походе или при выезде за город необходимо иметь с собой аптечку. Чтобы защититься от мошки и комаров нужно смазать открытые участки кожи глиной или илом.Сигналы бедствия:Ночью – костёр, сигнальный патрон ПСНД ярко-малиновый. Патрон «Мортирка», трассирующие патроны, фонари;Днём – дым, яркая ткань, зеркало, сигнальный патрон ПСНД ярко-оранжевый.
Электронные тесты для закрепления знаний по 2 частиКак следует накрывать крышу шалаша?Что запрещается делать при разведении костра?Что служит простейшим фильтром для очистки воды?Какой из сигналов бедствия чаще применяется при крушении судна?.
Игра по карточкам между группами:Класс делится на три команды по рядам. На каждой парте лежат карточки с картинкой и вопросами.Учитель объясняет задание и условия игры:-Чья команда первая поднимает руку на вопрос в карточке та отвечает. За неправильный ответ команда получает -1 бал, а за правильный +1.Вопросы карточки:1.Сколько туристов живёт в этом лагере?2.Когда они сюда приехали?3.На чём они сюда приехали?4.Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?5.Откуда дует ветер: с севера или юга?6.Какое сейчас время дня?7.Куда ушёл Шура?8.Кто был вчера дежурным? Назовите по имени;9.Какое сегодня число? Какого месяца?
Подведение итога игры.Команда набравшая больше всех балов побеждает и получает бонусные очки, которые учитываются при выставлении отметок по теме.Кроме этого отмечаются учащиеся наиболее полно и грамотно ответившие на вопросы по карточке.
Доведение домашнего задания.В конце урока учитель в течении одной минуты доводит до учащихся домашнее задание, обращая внимание на самостоятельную подготовку дома.