Духовно-нравственное воспитание в рамках предмета ОБЖПодготовила: Кашкина Н.И.учитель ОБЖ МОУ«Каменская основная общеобразовательная школа»
Цель духовно-нравственного развития и воспитания школьника. Цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,компетентного гражданина России.
Задачами духовно-нравственного развития и воспитания являются: В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить: осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать: формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления; повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций; повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;укреплению национальной безопасности.
Национальный воспитательный идеал, определённый в Концепции Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Базовые национальные ценности, сформулированные в Концепции патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Основное содержание и принципы организации духовно-нравственного развития личности школьника.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе: нравственного примера педагога;социально-педагогического партнёрства;индивидуально-личностного развития;интегративности программ духовно-нравственного воспитания;социальной востребованности воспитания.
Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её решения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию: истории России, российских народов, своей семьи, рода;жизненного опыта своих родителей, предков;традиционных российских религий;произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;фольклора народов России; общественно полезной и личностно значимой деятельности;учебных дисциплин;других источников информации и научного знания.
В основное содержание примерных программ по ОБЖ в стандартах второго поколения включены следующие темы, направленные на духовно-нравственное развитие и воспитание: Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в РФ;Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ;Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизмуОтветственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности;Правовые аспекты взаимоотношений полов.
Формы проведения уроков ОБЖ, направленные на развитие духовно-нравственных качеств учащихсяБеседы;Викторины;Деловые, правовые, ролевые, экологические игры;Устные журналы;Круглые столы;Диспуты;Тренинги.
Благодарю за внимание