В.Кикта «Фрески Софии Киевской» Автор данного шаблона: Ермолаева Ирина Алексеевнаучитель информатики и математики МОУ «Павловская СОШ»с.ПавловскАлтайский край
Валерий Григорьевич Кикта Заслуженный деятель искусств РФ и Украины, лауреат премии мэрии Москвы в области литературы и искусства, лауреат премии Союза композиторов России, секретарь правления Союза композиторов России, член редакционной коллегии журнала «Балет», председатель правления Русского арфового общества, президент Фонда им. И.С. Козловского — все это звания и должности Валерия Кикты.
Валерий Григорьевич Кикта Современный композитор, родился в Украине в 1941 г, а музыкальное образование получил в Москве. В своих крупных сочинениях композитор обращается к интонациям и образам христианской славянской культуры. Он, словно летописец, бережно сохраняет для потомков события древности, насыщая их собственной интонацияей.
Концертная симфония для арфы с оркестром "Фрески Софии Киевской" В.Кикты "Фрески" были созданы в семидесятые годы, во время эпохи застоя, когда сам факт обращения в творчестве к храму был достаточно смелым, так как мог повлечь за собой серьезные последствия. Подобная тематика стала модной гораздо позже. Появление этого произведения могло быть исключительно внутренней потребностью композитора, вызванной неизгладимым впечатлением от фрескового цикла в храме Святой Софии в Киеве. "Фрески" - взгляд современного художника на события старины. Автор проводит идею вечности живого прошлого через сближение искусств - музыки и древней живописи.
"Фрески" -произведение с чертами смешанной жанровости. В подзаголовке - "концертная симфония для арфы с оркестром" фиксируется концертность и симфоничность замысла. Тип композиции напоминает сюиту (девятичастное произведение): 1 Орнамент 1 2 Зверь нападает на всадника 3 Орнамент 2 4 Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого 5 Михайловский придел 6 Борьба ряженых 7 Музыкант 8 Скоморохи 9 Орнамент 3
№1,№3,№9 «Орнамент» Пеструю вереницу музыкальных картин и образов, в которых раскрывается единство небесного и земного, скрепляет музыкальная тема «Орнамент». Она звучит во «Фресках» несколько раз. Это те чувства, которые охватывают вас, когда вы присутствуете в этом храме: это и ощущение, что здесь бывал Ярослав Мудрый, что здесь происходили центральные события, связанные с историей Киевской Руси. «Орнамент» – это и красота, и неповторимость, и изменяемость….
№4 «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»
№6 «Борьба ряженых»
№7 «Музыкант»
№8 «Скоморохи»
По словам композитора "Фрески" выражают всю гамму чувств, которые вызывает образ родного Киева с его уникальным художественным наследием. Это произведение глубоко личное. Оно было создано с желанием запечатлеть мгновение, когда под куполом храма для композитора ожили и зазвучали фрески. Тем интереснее тот факт, что "Фрески Софии Киевской" стали необыкновенно популярны и постоянно звучат в концертном исполнении, на телевидении и радио.
Собор Святой Софии
Росписи, сюжеты, размещение изображений подчинены четкому идейному замыслу, вытекавшему из назначения собора София Киевская как главного храма Древнерусского феодального государства. Посвященный Софии как символу мудрости, Киевский Собор Святой Софии, его архитектура и живопись должны были утверждать и укреплять христианское вероучение, а вместе с ним и феодальную власть.
Большинство фресок Софии Киевской, среди которых преобладают единоличные изображения святых, исполнены в смелой и энергичнной манере. В лицах художники всячески подчеркивают пристально устремленные на зрителя большие глаза. Поскольку в Софии Киевской греческие мастера работали бок о бок с русскими, нетрудно объяснить наличие русских черт в ряде изображений.
Фрески Софийского собора в Киеве
Автор презентации: учитель музыки и МХК МОУ Уральской СОШ Натфуллина Зейнеп Алтушевна п.Урал, Кизильского района, Челябинской области январь 2014 год