Виды толерантности
Уважительное отношение к чужим мнениям, верованиям, поведению Сострадание Принятие другого таким, какой он есть Милосердие Уважение человеческого достоинства Сотрудничестводух партнерства Уважение прав других ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть Именно толерантность не позволяет различиям перерасти в конфликты, делает непохожесть основой взаимообогащения
Педагогическая толерантность ПЕДАГОГ РОДИТЕЛИ ДЕТИ ОСОБЕННО:Дети, находящиеся в социально-опасном положенииДети с ограниченными возможностями здоровья Дети с особыми образовательными потребностями
«В группе детей, поведение и развитие которых уклоняется от нормы и которые потому выделяются в отношении воспитания из общей детской массы, т.е. в группе трудных детей в широком смысле слова, следует различать два основных типа: тип ребенка, отклоняющегося в поведении от нормы вследствие какого-либо органического дефекта (физически дефективные дети - слепые, глухие, слепоглухонемые, калеки и т.д.; умственно отсталые или слабоумные вследствие органического недостатка); тип ребенка, уклоняющегося в поведении от нормы вследствие функционального нарушения (трудные дети в узком и собственном смысле слова - правонарушители, дети с недостатками характера, психопаты).Третий тип исключительного в воспитательном отношении ребенка составляют дети, одаренные выше нормы (талантливые), выделение которых из общей детской массы является недавней, но серьезной проблемой. Существуют переходные формы между так называемым нормальным (массовым, средним) и трудновоспитуемым ребенком всех типов; существуют комбинированные, или смешанные, формы трудновоспитуемости…» (Лев Семенович Выготский (1896-1934) русский и советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии. Тезисы опубликованы в книге "Основные проблемы педологии в СССР" (М., 1928) http://dugward.ru
Неприязнь к школе и протестные формы поведения при несоответствии учебного плана способностям ребенкаПредпочтение сложных игр и безразличие к тем, которыми увлекаются сверстники. Это часто приводит к изоляции одаренного ребенкаСклонность отвергать стандартные требования, конфликтность (непринятие конформизма) Погружение в философские проблемы Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитиемСтремление к совершенству (перфекционизм) Ощущение неудовлетворенности, низкая самооценкаПостановка нереалистических целейСверхчувствительностьПотребность во внимании взрослыхНетерпимость по отношению к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии Карне М. Учитель. Глава 4./ Одаренные дети. Пер. с англ. / Общ. Ред. Г.В. Бурменская, В.М. Слуцкий. М., 1991. Особенности социального развития способных детей
Особенности личности одаренных детей с гармоничным типом развития:Стремление к самоактуализации Устойчивая высокая самооценка СамостоятельностьСоциальная автономностьЭгоцентризм (познавательный, моральный и коммуникативный) с дисгармоничным типом развития:Особая система ценностейПротиворечивость самооценкиПроблемы в эмоциональном развитииНесоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием
Ведущим показателем нормы поведения ученика является уровень его социальной адаптации адаптация — дезадаптация — изоляция Успешная адаптация - оптимальное равновесие между ценностями,особенностями ребенка и правилами, требованиями социумаДезадаптация – состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условияхСтадии учебной дезадаптации:Учебная декомпенсация (затруднения в изучении 1 или нескольких предметов при сохраненном интересе к школе)Школьная дезадаптация (нарушения поведения, конфликты с педагогами, одноклассниками, пропуски занятий)Социальная дезадаптация (полная утрата интереса к учебе, уход в асоциальные компании)Криминализация среды свободного времяпрепровождения
Социальными проявления дезадаптации:сниженная обучаемости, неспособность зарабатывать своим трудомхроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах (семье, работе, межличностных отношениях, сексе, здоровье)конфликты с закономизоляцияИндивидуальные проявления дезадаптации:негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям (несогласие с ними, непонимание, протест, оппозиция)завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризмхронический эмоциональный дискомфортнеэффективность саморегуляцииконфликтность и слабая развитость коммуникативных уменийкогнитивные искажения реальностиЗмановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения):Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.
Отклоняющееся (девиантное) поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998.- 800 с.
Факторы, приводящие к нарушению поведения у детей и подростков Биологические (генетические, психофизиологические, физиологические)Психологические (наличие психопатий и акцентуаций отдельных черт характера, завышенная или заниженная самооценка, хронический стресс)Социально-педагогические:Неблагоприятная атмосфера в семье и(или) в школеЖестокое обращениеНегативное влияние сверстниковНедружелюбное отношение к ребенкуСоциально-экономическиеМорально-этические
«Агрессия кроется за любым поведением» Эрика Ландау
Современный учитель - это личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций. Позиция учителя-профессионала демонстрирует культурные образцы действийинициирует пробные действия детейконсультирует, корректирует действияищет способы включить в работу каждого Позиция воспитателя создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей“со-участник”, “третейский судья” Позиция педагогической поддержки оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать
Доброжелательность и чуткость;Знание психологии одаренных детей;Опыт работы в школе;Высокий уровень интеллекта, широкий круг интересов и умений, живой и активный характер, чувство юмора (без сарказма), творческое мышление, хорошее здоровье и жизнестойкость;Позитивная Я-концепция, целеустремленность и настойчивость, эмоциональная стабильность, способность к индивидуализации обученияОдаренные дети. // Сборник переводов с английского, под редакцией В.М. Слуцкого. / М.: Прогресс, 1991 .
Педагогическая толерантность – выражается в уважительном отношении к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенстваКритерии толерантности педагога:Педагогическое кредоЛозунг педагогаПозиция, занимаемая по отношению к ребенкуСпособы общенияПреобладающая форма отношенияТактика поведения
Условно можно выделить 4 типа педагогов:«Диктатор» - педагог с преобладанием пренебрежения как выражение нетерпимого отношения к детям«Сноб» - педагог с преобладанием высокомерия как выражение толерантного отношения к детям«Черепаха Тортилла»«Миролюбец» - педагог с преобладанием сотрудничества как выражения толерантного отношения к детям
активность принятие непринятие пассивность
Педагог – «миролюбец» Педагогическое кредо: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развитияЛозунг педагога: «У тебя все получится! В случае необходимости ты можешь рассчитывать на мою помощь»Позиция, занимаемая по отношению к ребенку: рядом, позиция друга, наставникаСпособы общения: понимание, помощь, диалог, поддержкаПреобладающая форма отношения: сотрудничествоТактика поведения: ненавязчивое естественное создание ситуаций, требующих от детей проявления активности