МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» ТВОРЧЕСТВО - БЕСПОЛЕЗНОЕ БАЛОВСТВО ИЛИ ПРИЗНАК СОВРЕМЕННОСТИ? Панов Егор Игоревич, заместитель директора по воспитательной работе, учитель биологии
К вопросу о развитии у учащихся творческого подхода в обучении Школа — это то место,где нам дают ответы на вопросы,которые мы не задавали.Из сочинениядесятиклассника
Актуальность До каких пор школа будет выполнять эту ненужную детям функцию? Может пора поговорить о другом! Творчество - это двигатель человеческого развития. Не будь творчества, мы остались бы первобытными людьми, возможно даже не появились.
Понятие «творчество» Говоря о творчестве, мы будем понимать его как созидание нового. объективно нового (того, чего не было раньше), и субъективно нового (того, что ребенок впервые открыл для себя)
К. Роджерс «Творческий характер имеют... действия ребенка, изобретающего со своими товарищами новую игру; Эйнштейна, формулирующего теорию относительности; домохозяйки, изобретающей новый соус для мяса; молодого автора, пишущего свой первый роман»
Проблема Творчество — это удел дополнительного образования, специальных психологических занятий, это «подарок» учащимся в последний день четверти, когда все равно бессмысленно начинать новую тему, а урок проводить надо... Этакое баловство, лакомство. Приятное, но необязательное!
Рождение нового Созидание нового — неотъемлемая часть человеческой жизни и жизни нашей цивилизации, и этому нужно специально учить, как специально учат детей навыкам переработки информации, чтения, письма, оперирования математическими символами.
Ценность творческого опыта человека Проживание ситуации «здесь и сейчас», погруженность в настоящее.Наивность, естественность, открытость.Отказ от всего, что мешает творить: сильного «эго» и давящего «альтер-эго».Отказ от страха.Сила и мужество.Творческое постижение мира вместо абстрактного познания.Обретение внутренней целостности и гармонии с собой.Переживание своей уникальности и понимание другого в момент творчества.
Творчество – не просто дополнение к основному содержанию предмета Творческий опыт должен быть (и, к счастью, все чаще действительно становится) нормальной составляющей того целостного личного опыта, который приобретает человек в образовательном процессе. А технологии, процедуры и дидактические приемы, работающие на получение человеком такого опыта, — делаются обязательной частью этого процесса.
Точка отсчета Один и тот же материал, в одном и том же объеме может быть подан в разной форме: репродуктивной, творческой, исследовательской, ценностно-смысловой. Соответственно, и опыт учеником будет получен разный.
Черты творчества Видение новой проблемы в знакомой ситуации.Видение целостной структуры объекта и его новой функции.Самостоятельное комбинирование известных способов действия, превращение их в новый способ действия.Нахождение различных вариантов решения проблемы и альтернативных доказательств.Самостоятельный перенос (ближний и дальний) знаний и умений в принципиально новую ситуацию.Построение принципиально нового способа решения проблемы.
Широкую популярность приобретают: интегративные уроки, межпредметные конференции,межпредметные и надпредметные учебные проекты и игры — все это один из способов развития творческих способностей
Принципы формирования творческости по Э. Де Боно Развитие способности видеть многофункциональность вещи.Развитие способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использование полученных ассоциаций для решения проблемы.Развитие способности к осознанию стереотипной идеи и освобождения от ее влияния.Содействовать переходу из обычных состояний сознания в необычные (на определенные короткие промежутки времени).Возбуждать взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций.Обеспечивать реалистичное столкновение с проблемой, погружение в нее, эмоциональную вовлеченность.Обеспечивать столкновение противоположных понятий, образов, идей.
Творчество на основе системы творческих заданий 1) моделирование; 2) установление причин; 3) определение последствий; 4) определение новых функций; 5) решение противоречий; 6) поиск проблем; 7) анализ научных закономерностей и теорий.
Творчество на основе системы исследовательских заданий Виды исследовательских заданий:Теоретический анализ нерешенной проблемы.Создание новых методов исследования.Анализ научных теорий и определение «белых пятен» — фактов, которые теория не может объяснить.Описания открытий и изобретений.Описание новых нерешенных проблем.Творческие биографии ученых.
Методы научных исследований на уроках реферирование научно-популярной литературы, анализ решенных научных проблем, поиск подходов к решению нерешенных научных проблем.
Д.Г. Левитес пишет: «Если учитель сам активно и широко применяет в своей работе метод проблемного обучения, его ученики раньше или позже начинают нащупывать проблемы, актуализировать противоречия в самых, казалось бы, стандартных ситуациях.Чаще проблема бывает с самим учителем, когда из-за слабого владения материалом или из-за боязни класса учитель интуитивно или сознательно старается избежать неожиданных детских вопросов».
АЛГОРИТМЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ(по В.А. Бухвалову) МОЗГОВОЙ ШТУРМ СИНЕКТИКА - метод творческих задач путем поиска аналогийМЕТОДТВОРЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙПреобразующие вопросы:1. Альтернативное применение 2. Изменения 3. Уменьшение или увеличение4. Замещение 5. Перемещение
Вывод творчество не просто необходимо для развития общества, но и одновременно выполняет функцию фиксации определенного этапа развития. Без него человек перестал бы просто существовать. "Жизнь закончится тогда, когда перестанет жить в ней творчество!"
Благодарюза внимание!