Задание:Для определения главных и второстепенных целей и задач человека психологи используют следующий тест.Вам необходимо нарисовать дерево, корнем которого будет момент вашего рождения, стволом – вся дальнейшая ваша жизнь, ветвями – те задачи, которые предстоит решать в течение жизни. В качестве вершины необходимо обозначить то самое важное, что вы представляете в своей жизни.Откройте тетради и нарисуйте свое Дерево жизни.
Подведем итоги…Вы убедились, что веток на вашем дереве много, но самыми главными являются ветки, связанные с вашей трудовой деятельностью и семейным положением. Но все ли мы знаем о них? Особенно с точки зрения закона?
Урок № 14Тема урока: «Труд с точки зрения закона».
Цели и задачи:Объяснить значение понятий: «работодатель», «работник», «трудовой договор», «права» и «заработная плата». Выяснить, как в трудовом, гражданском законодательствах представлены и защищены права взрослых и несовершеннолетнихПереносить ранее полученные знания на изучение нового материала анализировать, сравнивать, участвовать в дискуссии; Работать с документами, соотносить ситуации с положениями законодательства Российской Федерации; Выражать свое отношение к трудовой деятельности человека как деятельности, полезной для общества и личности.
План проведения занятия:1. Право на труд2. Трудовой договор3. Право на отдых и социальное обеспечение4. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних
Введение в новый материалС детства, слушая сказки, которые вам читали ваши родные и близкие, вы понимали, что издавна прославлялся человек труда и высмеивался ленивый, не желающий ничего делать.
Задание:Внимательно прочитайте приведенные пословицы и ответьте на вопросы: Лентяй да шалопай – два родных брата Хочешь есть калачи – не лежи на печи Труд человека кормит, а лень портитВопросы к классу:- Объясните смысл пословиц- О каком отношению к труду говорит народная мудрость?- Каким образом передавался жизненный опыт людей?- На примере этих пословиц попытайтесь самостоятельно сформулировать те правила, которые предписывали и обучали.
1. Право на труд.Что же такое «труд»?Труд – это деятельность человека, направленная на достижение определенных целей, на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг.Общественные отношения, возникающие при применении труда граждан нашего государства, призвано регулировать трудовое право России
Запоминаем… Трудовое право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения по применению труда на предприятиях.Источниками трудового права являются нормативно-правовые акты, в которых закреплены нормы трудового права РФ.Главный из них – Конституция РФ.
Задание группам по методу «Один – вдвоем – вместе»:Рассмотреть статью 37 Конституции РФ и дать характеристику праву на труд Вопросы к документу:1. Какая статья Конституции Российской Федерации дает характеристику права труда?2. О каких принципах использования труда в ней говорится?
Право на труд
Запоминаем…Чтобы нам легче было ориентироваться в запутанной стране Закона, давайте обозначим основные понятия трудового законодательства:Работодатель – тот, кто предлагает работу.Работник – тот, кто выполняет работу.Трудовой договор (контракт) – документ, который определяет порядок и условия работы, размер и формы оплаты труда и т.д.
Задание:Прочитайте пункт 2 § 12 и Познакомьтесь с основными положениями Трудового законодательства России. Помните, что проверка выполнения задания будет необычной.
Ролевая игра «На приеме у юриста»Первая группа будет исполнять роль адвокатов-консультантов, которые проводят прием граждан по трудовым вопросам. Поэтому внимательно изучите положения закона о труде.Вторая группа будет выполнять роль граждан, которые пришли к юристам за помощью в решении трудовой деятельности. Вам необходимо продумать вопросы, с которыми вы можете прийти в Юридическую консультацию.
Предлагаемый список вопросов:С какого времени можно начинать трудовую деятельность в Российской Федерации?Какие обязанности несет работодатель перед работником?На какие положения Трудового договора следует обращать внимание при приеме на работу?Каков порядок приема на работу?Каким образом закон регулирует продолжительность работы? Опишите подробно по возрастным категориям?Каким образом закон защищает людей от безработицы?Как работает служба занятости?Опишите порядок увольнения?Что такое дисциплина труда? Как наказывают за нарушения дисциплины труда?Дайте консультацию относительно права работника на отпуск.В какие праздничные дни работник имеет право на отдых?Что значит право на социальное обеспечение? Кто имеет на него право?
3. Право на отдых и социальное обеспечениеЗапомните!Продолжительность рабочего времени регулируется Трудовым кодексом. В Российской Федерации рабочее время:Не более 40 часов в неделю8 часов в день при5-дневной рабочей неделе
Запомните! Трудовой кодекс предусматривает время отдыха, которое включает:Перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня;Предоставление одного (при 6-дневной рабочей неделе) или двух выходных дней (при пятидневной рабочей неделе)Предоставление всем работникам ежегодного отпускаНа время отпуска сохраняется рабочее место, должность и средняя заработная платаМинимальная продолжительность ежегодного отпуска составляет 28 календарных дней.В Российской Федерации законом установлены праздничные дни
Запомните!По достижении пенсионного возраста:У женщин 55 лет,У мужчин 60 летграждане получают право на пенсию. Социальное обеспечение предоставляется и тем, кто является:ИнвалидомПолучил трудовое увечьеНе может самостоятельно зарабатывать себе на жизнь
4. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетнихНа прошлых уроках мы затрагивали тему трудового воспитания подростков. Что же по этому поводу говорит Закон? Давайте познакомимся.Задание: Познакомьтесь с памяткой «Льготы несовершеннолетних по трудовому праву».
Памятка «Льготы несовершеннолетних по трудовому праву»Трудовая правосубъектность, т.е. способность вступить в трудовые правоотношения возникает с 16 лет.Закон допускает принятие на работу с согласия родителей также и лиц, достигших 14 и 15 лет, но работа должна быть легкой и не причинять вреда здоровью, не должна мешать процессу обучения.Запрещается применение труда несовершеннолетних на вредном производстве, в ночное время.Данным лицам запрещается торговля спиртными напитками и табачными изделиями.Применение их труда в игорном бизнесе, в ночных клубах.Запрещаются служебные командировки, сверхурочная работа, работа в ночное время и выходные дни.Ежегодный отпуск равен 31 календарному дню и назначается в удобное для несовершеннолетнего время.Данные работники подлежат ежегодному обязательному медосмотру.Расторжение трудового договора с несовершеннолетними работниками по инициативе работодателя допускается только с согласия соответствующей госинспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.При повременной оплате труда зарплата выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы, а при сдельной – по установленным расценкам.
Обсуждаем…Считаете ли вы, что Закон справедливо определяет особенности труда несовершеннолетних? Свою позицию объясните.
Подведение итогов занятия1. Что нового мы узнали на сегодняшнем занятии?2. Соедините понятия в логические группы:ОтпускПраво на жильеРаботодательМедицинская помощьТрудовой договорУвольнениеНалогиРаботник.
Решите правовые задачи Саша, 13 лет, устроился на работу почтальоном на весь год Нарушен ли закон?Почему?
Решаем правовые задачиМаша, 14 лет, договорилась в устной форме о работе по раздаче рекламы летом Нарушен ли закон?Почему?
Решаем правовые задачиОлег, 14 лет, заключил трудовой договор на работу во время летних каникул на полный рабочий день Нарушен ли закон?Почему?
Решаем правовые задачиНина, 16 лет, устроилась летом по трудовому договору по 4 часа в день с двумя выходными в неделю Нарушен ли закон?Почему?
Домашнее задание: Выучите § 12 учебника; сформулируйте вопросы о правовом регулировании трудовой деятельности несовершеннолетнего и задайте его адвокату. При этом опишите ситуацию, которая потребовала правовых знаний.
Желаю удачи!