Теория организации Дисциплина и наука, изучающая организации, как объект управления и как субъект коллективной трудовой деятельности людей «Организации – это мир менеджеров» Честер Барнард
Теория организации Что изучает теория организации Принципы построения и функционирования организаций Свойства и характеристики организаций Формы существования и модели организаций Внутренние и внешние факторы, влияющие на состояние и развитие организаций Строение организаций Процессы развития, адаптации и организационных изменений
Теория организации Зачем изучают теорию организации Организации влияют на мир, в котором мы живем Организации влияют на нашу жизнь и жизнь наших семей Организация – место нашей работы и источник средств существования ТО может показать менеджеру пути повышения продуктивности ТО даст понимание того, как сделать организацию более эффективной
Теория организации Признаки организации Организация Имеет определенные цели Ее члены действуют совместно В ней особая система отношений Деятельность ее членов и подсистем сознательно координируется Деятельность осуществляется по определенным технологиям В ней формируется и развивается особая, организационная, культура
Теория организации Функции организации в обществе Интеграционная Производственная Инновационная Адаптационная Ценностная
Теория организации Организация в системе социально-управленческих наук Теория организации Философия Социология Экономика Культурология
Теория организации Теория организации в системе социально-управленческих наук Теория организации Орг.поведение Управление персоналом Маркетинг Менеджмент Инновационный менеджмент Стратегический менеджмент Управленческие решения Исследование систем управления
Теория организации Источники теории организации Современные теории и концепции Классическая экономика и социология Классический менеджмент Системная теория Организационный гуманизм Символический интеракционизм Постмодернизм
Теория организации Классическая политэкономия и социология Адам Смит (1723-1790) Разделение труда как организационный принцип «Экономический человек» - член организационной системы Карл Маркс (1818-1883) Теория капитала и прибавочной стоимости Теория конфликтов Контроль за процессами и рабочими Институционализация групповых объединений Макс Вебер (1884-1920) Теория типов социального поведения Типы господства и власти Теория рациональной бюрократии Александр Богданов (1873-1928) Теория типов социального поведения Типы господства и власти Теория рациональной бюрократии
Теория организации Классический менеджмент. Организационный гуманизм Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) Исследование процессов разделения труда и специализации Распределение ответственности Обоснование функциональной структуры Анри Файоль (1841-1925) Концепция непрерывности управленческого процесса Классические функции управления Администрирование как специфичный вид организационной деятельности Школа человеческих отношений (Э.Мэйо, А.Маслоу, Д.Макгрегор, Ф.Ротлисбергер, Ф.Герцберг, К.Арджирис) Человек – главный компонент организационной системы Организационные отношения должны учитывать социально-психологические аспекты труда Более гибкий и «человечный» подход в управлении организацией
Теория организации Современное понимание организации Характерные черты организации Любая современная организация - это открытая система, то есть связанная с внешней средой совокупность разнородных, но взаимосвязанных компонентов. Ключевой элемент организационной системы – человек, несущий в себе знание и компетенцию, которые и определяют эффективность современной организации. Культура, учитывающая ментальность людей, доминирующие нормы и ценности и развивающаяся вместе с членами организации, создает этико-эмоциональную основу функционирования организации, оказывая решающее воздействие на формулировку организационных целей. Реальная конфигурация и особенности функционирования элементов организационной системы зависят не только от внутрисистемных, но и от внешних, ситуационных факторов. Деятельность современных организаций характеризуется высокой неопределенностью и нестабильностью. Современная организация динамична, она живет только тогда, когда развивается. Причем эта динамика может различаться – одни компоненты могут развиваться быстрее, другие – медленнее. Современная организация полифункциональна. Прибыль, капитализация и прочие финансовые параметры перестают быть тем, ради чего она функционирует. Организация активно меняет окружающий мир, создавая новые, не только материальные ценности. Современная организация фрагментарна в том смысле, что разные части организационной системы могут по-своему реагировать на внешние и внутренние воздействия и в связи с этим строиться на разных основаниях и нормах. Современная организация предполагает гораздо более мягкие и ровные варианты отношений «руководитель-подчиненный», чем классическая рациональная организация. Нет, и не может быть универсальных законов, подходов и методов создания, развития и управления современными организациями. Уникальная модель управления организацией создается на основе саморефлексии, накопления опыта и постоянного обучения.
Теория организации Организационный контекст Цели Результат Люди Ресурсы Технологии Культура Механизмы координации
Теория организации Вертикально сложная организация Директор Заместитель 1 Заместитель 2 Управление 1 Управление 2 Отдел 1 Отдел 2 Сектор 1 Сектор 2 Группа 1 Группа 2 Группа 3 Подгруппа 2 Подгруппа 1 Бригада 2 Бригада 1
Теория организации Горизонтально сложная организация Директор Управление С Управление А Управление В Управление D Отдел А1 Отдел А2 Отдел А3 Офис Сектор В1 Сектор В2
Теория организации Соотношение и взаимозависимость организационных характеристик Р Р П Сл Ц Ц П Ц Ц СП СП Сл
Теория организации Типы организаций: основные подходы Организационно-формальный Функциональный Организации классифицируются по внешним, формальным и/или правовым признакам Организации классифицируются по их функции и предназначению в социуме Социально-психологический Конфигурационный Организации классифицируются по особенностям отношений, выстраивания норм и правил, структуры и иерархии Организации классифицируются по доминированию в них центров влияния, групп персонала и механизмов координации
Теория организации Организационно-формальный подход Форма собственности Отношение к прибыли Правовая форма Отрасль Направление деятельности Государственные Частные Смешанные Коммерческие Некоммерческие Акционерные об-ва Товарищества Кооперативы и т.д. Промышленные Торговые и т.д. Обрабатывающие Сборочные и т.д.
Теория организации Функциональный подход (Талкотт Парсонс) Производственные организации Регулятивные организации Социальные организации Интегративные организации Производят вещи и продукты, необходимые людям Формулируют цели, регулируют нашу жизнь Сохраняют традиции, обеспечивают социальную преемственность, передачу социального опыта Улаживают конфликты, мотивируют членов общества, согласовывают цели и действия отдельных социальных групп
Теория организации Социально-психологический подход (Нейл Смелзер) Простые (харизматические) организации Союзные организации (ассоциации) Тотальные организации Бюрократии Ориентация на лидера - яркую (харизматичную) личность, простая структура, правила, нормы и отношения устанавливаются лидером Ориентация на защиту и продвижение общих интересов, идей; свобода членства, выборность руководства, гибкая структура и нормы Выполняют «внешние» задачи, имеют жесткую структуру, иерархию и систему подчинения; постоянный контроль за деятельностью членов; назначаемый руководитель Штатность состава, четкое разделение труда, система должностей и полномочий, деперсонализация функций, выраженная иерархичность
Теория организации Система организационных целей Высшая цель Функцио-нальные цели Опера-тивные цели Испол-нитель-ские цели Миссия Производственная Маркетинговая Финансовая Обеспечение поставок Логистика Выпуск продукта Продвижение Финансовый анализ Анализ рынка Инновационная Социальная Поставщики Реклама Новые технологии Система зарплаты
Теория организации Миссия: типичная структура Предмет бизнеса Базовые намерения Ведущая ценность Конкурентное преимущество Заинтересованные группы Миссия
Теория организации Организационные ресурсы Человеческие Финансовые Информационные Материально-сырьевые
Теория организации Организационные технологии: понятие и структура Понятие «технология» объединяет способы преобразования организационных ресурсов в процессе изготовления продукции, контроля качества, управления. Элементы технологии Процессы и операции Ноу-Хау Физические объекты
Теория организации Организационные технологии: уровни ОСНОВНАЯ (ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ) УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ
Теория организации Виды организационных технологий (класссификация Ч.Перроу) Вариативность низкая высокая РУТИННАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ РЕМЕСЛЕННАЯ НЕРУТИННАЯ Структурированность высокая низкая
Теория организации Координационная подсистема Эта подсистема, выполняет связующую и координационную функцию в организации. Сами по себе принципы, лежащие в основе организационной деятельности, без использования механизмов их реализации, не работают. «Соединение» людей и технологий, распределение ресурсов, оптимизация взаимодействия самих людей требуют координации, осуществляемой с помощью ряда механизмов, под которыми понимаются действия, инструменты и процедуры, с помощью которых и достигается состояние скоординированности.
Теория организации Система координационных механизмов Власть Правила Структура Взаимное согласование Стандартизация процессов Стандартизация квалификации Прямой контроль Стандартизация выпуска
Теория организации Координационные механизмы 1 уровня ВЛАСТЬ Это не связанный с конкретной личностью атрибут определенного уровня иерархии – механизм воздействия на нижние и соседние уровни иерархии и ориентации их на достижение организационных целей ПРАВИЛА Это сознательно задаваемые стабильные и единые для всех поведенческие модели. Их наличие избавляет организацию от необходимости: а) в каждой ситуации вырабатывать что-то уникальное; б) вводить тотальный надзор и контроль членами организации. СТРУКТУРА Это логически взаимосвязанные отношения сфер и уровней управления, выстроенные для наиболее эффективного достижения целей организации. Структура задает критерии и параметры группировки людей в подразделения и организацию; формирует систему властных и иныхвзаимодействий между организационными элементами.
Теория организации Организационная культура Система ценностей, убеждений, поведенческих моделей и способов осмысления окружающего мира, которая в той или иной степени разделяется всеми членами организации и преподносится ее новым членам как правильная
Теория организации Функции организационной культуры Внутренняя интеграция Создание общего языка и согласование базисных концептуальных трактовок Установление границ групп и принципов вхождения и исключения из группы Создание механизмов наделения властью, лишения прав, закрепления статусов установление норм, регулирующих неформальные гендерные и межпоколенческие отношения определение критериев оценки желательности и нежелательности поведения членов организации
Теория организации Функции организационной культуры Внешняя адаптация Выработка миссии организации Определение системы организационных целей Определение способов взаимодействия с клиентами, партнерами и другими заинтересованными группами Выражение своих представлений об окружающем мире Формирование желательных представлений об организации во внешнем мире