Судебная власть в зарубежных странахТема 9
Понятие«Судебная власть» Судебная власть, в соответствии с теорией разделения властей, самостоятельная и независимая сфера публичной власти, которая представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, а так же систему государственных органов, осуществляющих данные полномочия.
Социальная роль судебной власти Социальная роль судебной власти в демократическом обществе заключается в том, чтобы в разного рода юридических конфликтах обеспечивать господство права, выраженного, прежде всего, в конституциях и других законах, международных договорах, а так же в приравненных к закону или подзаконных высокого уровня актах – указах, декретах, ордонансах, внутри-государственных публично-правовых договорах и т.д.
Отличие судебной власти от исполнительной и законодательной Не создает нормативно-правовых актов, а применяет право.Судебная власть имеет вторичный характер – она обеспечивает нормальное функционирование законодательной и исполнительной властей.Осуществляют судебную власть исключительно специализированные государственные органы – суды, образующие иерархию и только специально подготовленными государственными чиновниками (с юридическим образованием) – судьями, наделенные полномочиями в особом порядке.
Функции судебной власти Рассмотрение споров и конфликтов между государством и гражданином.Рассмотрение конфликтов между государственными структурами.Наказание за нарушение государственных предписаний.
Юрисдикционная деятельность суда, юрисдикция Деятельность суда по разрешению правовых конфликтов называется юрисдикционной, а предметная и пространственная сфера такой деятельности – юрисдикцией.
Конституционные принципы организации и деятельности судов Принципы организации: независимость судей и их подчинение закону; осуществление правосудия только теми судами, которые учреждены законом при запрещении чрезвычайных судов; участие народа в отправлении правосудия, в основном в качестве присяжных заседателей; возможность обжалования судебных постановлений в вышестоящие инстанции.Принципы деятельности: гласность судебного разбирательства; связанность судей только законом; состязательность и равноправие сторон; устный и очный характер судопроизводства.
Структура судебной власти В странах англо-саксонской правовой системы суды часто образуют единую систему, в которой различные ветви власти замыкаются на единый Верховный суд.В странах континентальной Европы наблюдается тенденция к полисистемности, что означает, что в стране создается несколько независимых друг от друга систем общих и специализированных судов во главе со своими высшими судами.
Общая схема судов общей юрисдикции Первичное звено: мировой судья, полицейский судья, участковый судья и т.п.Основное звено: окружной суд, трибунал и т.п.Апелляционное звено: кассационный суд, высокий суд и т.п.Верховное звено: кассационный суд, верховный суд, высший суд и т.п. В системе судов общей юрисдикции могут создаваться военные суды, образующие особую ветвь.
В странах с романской правовой системой и некоторых иных, часто, наряду с системой судов общей юрисдикции, создается отдельная система административной юстиции.Административная юстиция решает споры между физическими и юридическими лицами, с одной стороны, и государственными органами – с другой.Данный институт отсутствовал в СССР, многих социалистических странах и отсутствует во многих постсоветских государствах.Германия представляет собой яркий пример государства, где административная юстиция представляет собой независимую ветвь судебной власти со своим верховным судом.
Конституционная юстиция В странах континентальной Европы особое место занимают конституционные суды, осуществляющие конституционную юстицию.Конституционная юстиция – деятельность государственных органов по надзору за соблюдением в стране конституции и соответствием ей иных нормативно-правовых актов.
Состав и сроки полномочий судей конституционных судов Численный состав конституционных судов обычно невелик и в разных странах варьируется от 7 до 16 человек.Во многих странах установлены единые сроки полномочий для судей конституционных судов, обычно длительные и сопровождаемые запрещением повторного избрания.
Требования к кандидатам в судьи конституционных судов Несовместимость с другими публичными должностями и частными занятиями.Повышенные возрастные цензы.Конституционные судьи избираются (назначаются) в личном качестве, т.е. они не могут рассматриваться как представители какой-либо партии, какой-либо социальной группы и т.д.
Основные направления деятельности конституционнных судов Признание неконституционными нормативно-правовых актов.Толкование Конституции.Рассмотрение жалоб на нарушения прав и свобод человека.Рассмотрение споров, связанных с проведением выборов.Решение споров между государственными органами и т.д.
Органы и учреждения, содействующие судебной власти Прокуратура – это орган функции которого заключаются в уголовном преследовании лиц, совершивших преступные деяния, поддержании публичного обвинения в суде, часто так же в надзоре за законностью предварительного расследования преступлений и содержания лиц в местах лишения свободы.Адвокатура – объединение высококвалифицированных юристов, профессионально оказывающих юридическую помощь физическим и юридическим лицам, включая порой и публично-властные органы и публичные учреждения.Прочие вспомогательные органы и учреждения, которые редко находят свое регулирование в конституциях, однако примеры такого регулирования имеются, так, например, Конституция Румынии предусматривает судебную полицию.