Тема: Референдум (плебисцит) как форма непосредственной демократии
1. Общее понятие референдума.2. Отличие референдума от плебисцита и практика их проведения в зарубежных странах.3. Практика проведения референдумов в СССР и России и их нормативно-правовая основа.4. Принципы проведения референдума РФ. Вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум РФ.5. Определение результатов голосования и юридическая сила решения, принятого на референдуме.
Принцип народного суверенитета: Важнейший принцип, на котором основывается деятельность демократического государства, смысл которого в том, что народ является источником власти в обществе.
Основные формы непосредственной демократии Выборы Референдум
Выборы и референдум одинаковы по форме проведения (голосование), но различаются по объекту волеизъявления: кандидаты, партии - при выборах;вопросы государственной жизни, по которым граждане должны выразить свое мнение, - при референдуме
Референдум-это высшее непосредственное выражение воли народа по законопроектам, действующим законам, иным вопросам государственной жизни
Отличие референдума от плебисцита: Специфика решаемых вопросов.В некоторых странах существуют иные точки зрения на плебисцит: например, в США нет большой разницы между плебисцитом и референдумом.Предметом плебисцита являются вопросы исключительной государственной важности, определяющие судьбу страны. Чаще всего ими бывают вопросы о государственной независимости или об изменении статуса территории.
На референдум в международной практике обычно выносятся вопросы: принятия конституции;изменения конституции;вхождения или выхода из международных союзов, организаций;о форме правления;важнейшие законы.
ОбязательныеРешения обязательного референдума имеют высшую юридическую силу и не нуждаются в дополнительном утверждении;Факультативные Факультативные референдумы носят характер опроса (совета с народом), и их решения сами по себе не обязательны (носят консультативный характер)
На практике в СССР (России) было проведено 3 референдума, начиная с 1991 г.: всесоюзный референдум 17 марта 1991 года по вопросу сохранения СССР и одновременно с ним референдум РСФСР об учреждении поста Президента РСФСР;всероссийский референдум 25 апреля 1993 года о доверии Президенту Б.Н. Ельцину, об одобрении социально-экономического курса, о досрочных выборах Президента и Верховного Совета РСФСР;всероссийский референдум 12 декабря 1993 года по вопросу принятия Конституции РФ.
референдум РФ проводится на всей территории России на основе прямого и равного волеизъявления при тайном голосовании;правом участия в референдуме обладают все граждане РФ, достигшие 18 лет, за исключением лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения свободы либо признанных судом недееспособными; контроль за волеизъявлением граждан не допускается, голосование является личным;вопросы, которые выносятся на референдум, не могут ограничивать или отменять общепризнанные права человека и гражданина;референдум РФ не может проводиться в период военного или чрезвычайного положения на всей территории страны и в течение 3 месяцев после их отмены;повторный референдум по ранее отклоненным вопросам может быть проведен не ранее года со времени соответствующего референдума;финансирование референдума осуществляется из средств федерального бюджета.
досрочного прекращения или продолжения срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы, Совета Федерации, досрочных выборов данных органов либо об отсрочке подобных выборов;изменения статуса субъектов РФ; федерального бюджета;федеральных налогов и сборов;чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;амнистии и помилования.
Инициатива проведения референдума может принадлежать только: Конституционному собранию в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции (вынесение проекта новой Конституции на референдум);гражданам РФ (при условии обладания ими избирательным правом, наличия не менее двух миллионов их подписей, но не более 10% от их общего числа на территории одного субъекта РФ или за пределами РФ).
Подготовку и проведение референдума осуществляют: Центральная избирательная комиссия РФ, действующая в качестве Центральной комиссии референдума РФизбирательные комиссии субъектов РФ, действующие в качестве комиссий субъектов РФ по проведению референдума РФтерриториальные (районные, городские и др.) комиссии референдума РФ; участковые комиссии референдума РФ.
Запрещается проводить агитацию: органам государственной власти РФ, субъектов РФ, органам местного самоуправления, их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей;воинским частям, другим воинским организациям и учреждениям;благотворительным и религиозным организациям;членам комиссий по подготовке и проведению референдума.
агитация через СМИ;проведение собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, публичных дебатов, иных мероприятий;распространение печатных и других материалов;иные не запрещенные законом формы;агитация прекращается за 24 часа до начала суток, в течение которых проводится референдум.
Определение результатов референдума происходит следующим образом: осуществляется подсчет голосов последовательно на участках, территориях, в субъектах федерации, по России в целом; референдум считается состоявшимся, если в нем приняли участие более 50% зарегистрированных избирателей;решение на референдуме считается принятым, если за него проголосовали более 50% избирателей, принявших участие в референдуме.
Решение, принятое на референдуме, вступает в силу немедленно после его опубликования Центризбиркомом. По своей юридической силе данное решение является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно может быть отменено только путем проведения нового референдума