«Современный семиклассник: попытка речевого портрета. Лексический уровень.» Исследовательская работа по русскому языку. Выполнили – ученицы 7 «Л» класса Поварницына Юлия, Насибуллина Эльмира. Руководитель – учитель русского языка и литературы Гвоздикова Елена Ивановна.
Устная речь и материал анкетирования современных семиклассников школы № 97 города Ижевска.
. Особенности современного лексикона и речевого поведения, проявляющиеся в процессе общения современных семиклассников.
Описать и проанализировать речевой портрет учащихся седьмых классов современной городской школы с лексической точки зрения. Цель работы
Изучить работы, посвящённые исследованию речевого портрета в современной лингвистике.Проанализировать лексикон современного семиклассника и выявить его особенности.Показать особенности речевого поведения современных семиклассников (речевые формулы общения, речевые особенности завоевания авторитета в группе, языковую игру и др.).
Методы исследования Для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (наблюдение, анализ, обработка, обобщение), а также анкетирование.
Материал для исследования Диктофонные и ручные записи, неподготовленной устной речи школьников, полученные в результате исследования метода «устное интервью», записи спонтанной устной речи школьников, записанной во внеурочное время, а также метод истолкования слов.
Особенности лексикона современных семиклассников Для лексики современных семиклассников свойственны единицы таких форм речи как просторечие, жаргон (школьный сленг), обыгрывание иностранных слов, употребление слов-паразитов и сознательное сниженной лексики.
Жаргон 1. Жаргон школьников и сфера школы. 2. Жаргон школьников и сфера досуга. 3. Жаргон школьников и сфера быта. 4. Сфера оценки в жаргоне школьников.
Результаты анкетирования Употребляете ли вы в своей речи жаргонные слова?
Результаты анкетирования Девочки Мальчики
С какой целью вы употребляете жаргонные слова? а) снятие напряжения;б) способ самовыражения и выделения из общей массы;в) способ сломать стереотип общения. Девочки Мальчики
Общие результаты а) снятие напряжения; б) способ самовыражения и выделения из общей массы; в) способ сломать стереотип общения.
Просторечная лексика Просторечные слова употребляют практически все школьники, однако в ситуации официального и полуофициального общения они стараются контролировать свою речь. Чаще всего грубая и табуированная лексика используется школьниками в неофициальном общении, в дружеской компании, хотя в последнее время отмечается её употребление в официальной обстановке (на уроках).
Слова-паразиты Употребляете ли вы в своей речи слова-паразиты? Девочки Мальчики
Общие результаты
Считаете ли вы русский язык родным? Употребление иностранных слов
Выводы В речи современных семиклассников прослеживается отчуждение от общепринятого языка, выделяющееся поведение и творческая самореализация. Молодёжная речь подобна его носителем: резкая, громкая, дерзкая. Она результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак «я свой».
2. Немалую роль в современном лексиконе семиклассников занимают слова – паразиты. Семиклассники употребляют их в речи тогда, когда не знают, что ответить на поставленный вопрос. Кроме этого, наиболее часто семиклассники начинают употреблять ненужные слова, когда волнуются или торопятся произнести свою речь. Употребление в речи таких слов говорит о «бедном словарном запасе говорящих», что приводит к «упрощению языка», «междометизации речи».
3. Речь семиклассников легко вбирает в себя слова из разных языков. Иностранные слова в неизменном или трансформированном виде довольно часто органично вписываются в речь современных семиклассников, являются частью лексикона, яркой его особенностью, поскольку некоторые из них уже давно проникли в русский язык. С одной стороны появление новых слов расширяет словарный запас носителей русского языка, а с другой утрачивается его самобытность и неповторимая красота.