Политология«СМИ в политической коммуникации» Выполнила студентка 2 курса 1 группы Фомина С. А.
Средства массовой информации и коммуникации – это сложная система источников сообщений и их получателей, связанных между собой разнообразными каналами движения информации.
Действие СМИ заключается в систематическом распространении политической информации среди различных по численности, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества или его правящих групп, оказания идеологического, культурного и политического воздействия на получателей информации.
Среди ведущих общественно-политических направлений функционирования СМИ необходимо отметить функции обеспечения общества как конкретной политической информацией, так и информацией в различных политических целях, по разным направлениям и для разнообразных политических процессов; политическое манипулирование информацией. Средства массовой информации служат для сбора, распространения информации; формирования общественного мнения; легитимности политических структур; выступают важным атрибутом оппозиционной политической деятельности; служат источником стабильности или нестабильности общества.
Коммуникационная политика государства включает:– разработку и совершенствование законодательства, обеспечивающего не только свободу информации, но и защиту государственной информации от злоупотребления иных средств массовой коммуникации, как международных, так и национальных – независимой печати, радио и ТВ, принадлежащих частным организациям и владельцам;– собственную коммуникационную деятельность государства: учреждение и развитие всех видов собственных СМИ;– широкое развитие информационной государственной инфраструктуры (пресс-центров, служб “паблик рилейшнз” и т.п.);– разнообразные формы, методы и способы влияния государственных органов на массовую коммуникацию, включая приемы инфильтрации государственной информации в массовую политическую коммуникацию.
Значение телевидения и радио сегодня столь велико, что та политическая сила, которая имеет на них преимущественные позиции, скорее всего, будет господствовать и в общественно-политической жизни в целом. Трудно переоценить и роль телевидения во время избирательных кампаний. Тот претендент в политические руководители, который может чаще и лучше использовать голубой экран ТВ, получает значительное преимущество перед соперником.
Анализ роли СМИ в осуществлении политики приводит к следующим выводам:1) ни одна общественно-политическая группа (институт) не добьется значительных успехов в открытой политике, если не будет иметь возможность ее апробации на телевидении и других СМИ; 2) ни один кандидат в представительные общенациональные политические органы не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать СМИ и, прежде всего, ТВ;3) группы опытных политических имиджмейкеров, используя возможности СМИ, могут “повысить” стартовый рейтинг способного политика или кандидата в политики не менее чем на 10–12%.
В современном обществе СМИ выполняют ряд общих политических функций. 1) информационная функция – получение и распространение сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях, но не всех, а тех, которые носят политический характер.2) формирование на основе полученной политической информации общественного мнения о тех или иных политических институтах, об экономической, политической, культурной и других сферах жизни общества.3) сведения, факты о тех или иных политических событиях так и останутся сведениями, фактами. Если они не будут как-то упорядочены, приведены в систему, позволяющую людям адекватно судить о политических событиях. Это находит свое выражение в образовательной функции СМИ, которая в свою очередь, связана с функцией социализации и, по существу, перерастает в нее.4) функция критики и контроля.
СРЕДСТВА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ Под средствами политической коммуникации традиционно понимаются определенные организации и институты, функционирующие в рамках социальной и политической систем, с помощью которых осуществляется процесс обмена информацией. Некоторые исследователи относят к средствам также коммуникативные действия или ситуации, группы или отдельных индивидов, способствующих обмену информацией (прямому или непрямому, опосредованному или непосредственному, немедленному или протяженному во времени).
Р.-Ж. Шварценберг выделяет три основных способа политической коммуникации, основанные на использовании различных средств:1. Коммуникация через средства массовой информации: печатные средства (пресса, книги, плакаты и т.д.); электронные средства (радио, телевидение и т.д.).2. Коммуникация через организации, когда передаточным звеном служат политические партии, группы интересов и т.д.3. Коммуникация через неформальные каналы с использованием личных связей.
Иногда, на страницах газет и журналов, в радио и телепередачах наблюдается такая подтасовка фактов, их передергивание, а порой и умалчивание, что создается впечатление – СМИ не информируют оперативно и последовательно читателей, слушателей, а дезориентирует их. Это, видимо, объясняется тем, что Россия еще не прошла этап развитой демократии и опыта деятельности в новых условиях у российских СМИ просто нет.
К неформальным средствам политической коммуникации относят молву, слухи, сплетни, анекдоты, а также граффити. Эти источники влияют, прежде всего, на формирование негативной оценки деятельности политических лидеров и политических институтов.