ТЕМА 2. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Конфуций, Будда, Заратустра, Сократ, Перикл, Пифагор, Демокрит, Платон, Аристотель, Цицерон Августин, Аквинский, Златоуст, Пересветов, Татищев.Первые литературные памятники на Руси Макиавелли, Мор, Кампанелла, Лютер, Мюнцер, Гоббс, Уинстенли, Локк Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Гельвеций, Ламетри, Мелье, Морелли, Мабли, Радищев Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Токвиль, Сен-Симон, Фурье, Оуэн, Чернышевский, Герцен, Белинский, Добролюбов, Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов, Бакунин, Кропоткин, Парето, Вебер, Парсонс Арендт, Бердяев, Бжезинский, Боднар, Бурлацкий, Вебер, Вятр, Дарендорф, Дюверже, Истон, Маркузе, Лассуэлл, Михельс, Моска, Санистебан, Тихомиров, Фромм, Шаран, Шахназаров, Шварценберг и др.
ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ДРЕВНЕМ МИРЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ Идея божественного происхождения власти и порядка(Древние Египет, Китай, Индия, Вавилон, Персия, Греция, Рим)Последующая рационализация политико-правовых отношений (I тыс. до н.э.)Возникновение политической философииСоздание теории идеального государства (Платон)Теоретическое осмысление форм государственного устройства:аристократии, тимократии, олигархии, демократии, тиранииПредставление о политике как царском искусстве управлять людьмиРассмотрение политической науки как самостоятельной дисциплиныВведение понятий: юридическое лицо, политическая справедливость и др.Признание государства продуктом естественного развития, суждение о его первичности перед индивидомЗарождение элементов научного исследования политики
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Обоснование верховенства церкви над светской властью Концепция религиозной сущности государства: мировой порядок установлен богом Выступления против духовной диктатуры церкви, отрицание насилия для изменения политического строя Господство теологической идеологии и политики Законы природы и общества – это правила применительно к достижению конкретной цели Проповедь смирения, послушания властям, но: люди равны перед Богом – равны и на Земле Идеи о суверенности русского государства и верховенстве царской власти
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ВОЗРОЖДЕНИЯ Освобождение политической науки от теологии, обоснование идеи естественного происхождения государстваВведение понятия “государство”. Создание учения о государствеОбоснование форм буржуазного государстваЗарождение буржуазной политико-правовой мыслиФормирование учения о гражданском обществе, теории общественного договора, принципа разделения властейВозникновение идей утопического социализмаОбоснование роли разума, знания в общественном развитииСуждение: центр Вселенной – не Бог, а человекПровозглашение идей гуманизма, прав и свобод человекаПризнание закономерности смены форм политического режима
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ “Философская революция” в Германии конца XVIII – начала XIX в.: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Политическое учение Гегеля: гражданское общество, государство, три власти, суверенитет, мировой дух Критический утопический социализм: Сен-Симон, Фурье, Оуэн. Резкая критика капитализма, отрицание частной собственности в пользу общественной, труд – первая потребность, развитие личности, отрицание революции Революционная демократия: Чернышевский, Герцен, Белинский, Добролюбов. За революционный путь обновления общества, вера в силу народа. На базе русской общины - социализмОформляются: либерализм (Б. Констан, И. Бентам), консерватизм (Э. Берн, У. Водсворт), позитивизм (О. Конт, Д.С. Милль), социализм [коммунизм] (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, Г. Плеханов), социал-реформизм, анархизм и др., исследуются проблемы демократии (А. Токвиль и др.), усиливается антидемократическая тенденция (Х.С. Чемберлен, Ф. Ницше и др.) Формируетсяи развивается наукао политике Политология становится учебнойдисциплиной