Средняя общеобразовательная школа № 44 г. Владивостока Школьный музей как форма воспитания Гражданина и Патриота
Школьный музей Признаки музея Это часть открытого образовательного пространства, координатор военно- патриотической деятельности образовательного учреждения, связующая нить между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Фонд музея. Наличие экспозиций. Наличие помещения и оборудования. Постоянный актив учащихся - Совет музея. 5. Социальное партнёрство.
История создания музея Начало поисково-собирательной работы было положено в 2004 году. В 2010 году обновлённые музейные экспозиции расположились в светлом уютном классе школы. Это позволяет проводить здесь экскурсии, уроки истории, тематические классные часы, встречи с ветеранами, литературно- музыкальные композиции… Создатели музея – инициативная группа педагогов, представители общественности в лице жителей города, а также поисковый отряд «Звезда» (2004-2005), «Патриот» (2005-2009), «Прометей» (2010-2013) гг. В музее хранится собранный ими материал.
Первоначальный вид музея школы Председатель первого поискового клуба «Звезда» Музыченко Леонид ( 2005 год)
Активисты музея разных лет
Профиль музея- историко-краеведческий
Документы, регламентирующие работу историко-краеведческого школьного музея МБОУ СОШ № 44 Положение о музее Устав музея Программа работы музея Программа работы кружка " Родничок" Паспорт, учётная карточка Инвентарная книга Текущий план работы музея на 2012-2013 год Перспективный план работы музея Расписание работы Инструкция по правилам безопасности в музее Перечень экскурсий Перечень музейных экспозиций Протоколы заседаний Книга учёта общественно-массовой и культурно- просветительской деятельности, экскурсий и мероприятий, проводимых в музее Книга отзывов и предложений Буклет о музее Фотолетопись музея
участие в совершенствовании учебно-воспитательной работы в школе; развитие интереса к истории города через краеведческую деятельность; организация досуга школьников; организация социальной практики через поисковую, исследовательскую деятельность; выявление, собирание, хранение и изучение музейных предметов и музейных коллекций; внедрение модульной организации дополнительного образования; охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края; проведение культурно-просветительной работы среди учащихся и населения. Задачи школьного музея Цель школьного музея развитие коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей, формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Направления деятельности музея
Музей способствует воспитанию, обучению, развитию, социализации школьников, развитию детского самоуправления. Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации школьников. Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации школьников. Развитие детского самоуправления. Документирование истории, культуры школы, её развития путем выявления, сбора изучения и хранения музейных предметов. Педагогическое руководство Состав Совета музея Актив музея Управляющий Совет музея ФУНКЦИИ МУЗЕЯ
Принципы работы музея Систематическая связь со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска. Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы. Опора музейной деятельности на предметные кружки и факультативы, элективные курсы. Самостоятельность, творческая инициатива учащихся. Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда. Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда. Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.
Фонды музея это научно организованная совокупность принадлежащих данному музею музейных предметов и научно - вспомогательного материала, необходимого для их изучения и экспонирования. Фонды- результат научно -исследовательской работы музея и основа для всех видов его деятельности. Музейные фонды состоят из двух частей - основного фонда и фонда научно - вспомогательных материалов.
Методы работы школьного музея 1. Словесные. 2. Наглядные. 3. Игровые методы. 4. Репродуктивный метод. 5. Эвристический метод. 6.Исследовательский метод. 7. Информационно-рецептивный метод. 8. Практический метод. учебная экскурсия в музее; урок-экскурсия в музее; использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке; демонстрация музейных предметов во время беседы учителя; подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее; проведение учебно-практических конференций; проекты; Виды внеклассной и классной работы в музее
Общественно-просветительская и культурно-массовая деятельность музея Конкурсы Выставки Лекции Смотры Слёты Уроки мужества Встречи Конференции Передвижные выставки Тематические классные часы
Музей имеет пять основных разделов
Система взаимодействия
Посещаемость школьного музея
Правила поведения в музее 1. В музей нельзя брать : верхнюю одежду, сумки, пакеты, зонтики и т. д. 2. В музей необходимо заходить тихо, не мешать экскурсоводу. 3. Картины, экспонаты рассматривать на определенном расстоянии. 4. Нельзя кричать, громко смеяться. 5. Экспонаты руками не трогать. 6. Экскурсовода слушать внимательно, не перебивать. 7. Вопросы задавать после завершения экскурсоводом рассказа. 8. Во время экскурсии не отвлекать своих товарищей. 9. Задавать вопросы, касающиеся той темы, о чем рассказывает экскурсовод. 10. Быть вежливым и терпеливым! «Музей - это дверь в прошлое и окно в будущее»
Поисковый тимуровский отряд МБОУ «Школа № 44 «ПРОМЕТЕЙ» девиз отряда: «Сердцем людей согрей!» цель отряда : воспитание готовности раскрыть и применить свои способности на пользу Родине, людям, своей семье, себе. задачи отряда: осуществление волонтёрской деятельности; проведение исследовательской работы по по деятельности Океанского фанерного завода в разные периоды времени. тема поиска: «Искать. Найти и сохранить»
Форма организации работы ШТАБ Операции: «Чердачная археология», «Бабушкин сундук»
В школе в течение 2-х лет работает клуб «Активисты школьного музея». Учащиеся занимаются исследовательской работой, оформляют результаты деятельности в виде рефератов, буклетов, презентаций, проводят экскурсии, беседы, тематические классные часы, принимают участие в семинарах, конференциях… Активисты школьного музея поддерживают славные традиции. Одна из них – это связь с ветеранами ВОВ. Ветераны дарят музею свои книги, картины…
День пожилого человека ДеньПобеды
Участие активистов школьного музея в мероприятиях Проект «Мой город», 3 этап 1 место Руководитель: Ященко Е.В. Проект «Мой город», 1 этап 2 место Руководитель: Ященко Е.В. Ученица: Лаврентьева Катя Проект «Мой город», 2 этап Участие Руководитель: Герасименко Л.Н. Ученица: Щербань Юля
Проект «Мой город ИКТ», 1, 2 места 2012 год Проект «Отечество», 4 место
В рамках развития музея предполагается решение следующих задач: 1) Разработка активистами музея информационно-экскурсионных и информационно-рекламных материалов по экскурсионным циклам музея «Пионеры и комсомольцы- Герои СССР»; «Страшный след войны»; «Улицы города Владивостока, носящие фамилии героев ВОВ»; «Мы из СССР», «Страна Пионерия» и другие. 2) Расширение музейного пространства : создание буклетов, картин, иллюстраций, копирование и тиражирование материалов, обмен информацией в удаленном режиме, проведение в виде компьютерных презентаций экскурсий к памятным дням в истории города, края и школы, пополнение музейных экспонатов, использовать новые информационные технологии, которые позволят расширить возможности, заинтересовать современных школьников событиями, происходившими в нашей стране, а также во время войн, реализовать проект «Виртуальный школьный музей».
Музейные экспозиции Афганский конфликт Страшный след войны Герои ВОВ-комсомольцы
Пионеры- герои ВОВ
Летопись школы № 44 (с 1949 г.)
Не смейте забывать учителей. Они о нас тревожатся и помнят, И в тишине задумавшихся комнат Ждут наших возвращений и вестей. Им не хватает этих встреч нечастых, И сколько бы ни миновало лет, Слагается учительское счастье Из наших ученических побед. И радуются каждый раз за тех, Кто снова где-то выдержал экзамен На мужество, на честность, на успех. Не смейте забывать учителей Пусть будет жизнь достойна их усилий. Учителями славится Россия, Ученики приносят славу ей! Не смейте забывать учителей!
Экспонаты быта «Времён связующая нить…»
Страна Пионерия Ведь не зря в пионеры вступая, Мы клянемся по-ленински жить, И торжественно вам обещаем Званье ленинцев с честью носить.
Мы- из СССР Великое имя великой страны Сияет на красных знаменах, Ей подвиги наши, как воздух, нужны, Как пламя сердец раскаленных…
Ностальгия по СССР Освещены манки витрин роскошных: Прикрылся мишурой век-волкодав… Одна мечта глядит голодной кошкой: Пожить бы хоть недолго в чистом прошлом – Без алчности, расчетов и подстав; Пожить бы хоть немного в книжном детстве – Бревенчатом, березовом, грибном, Артековском, поющем, пионерском… Морщинки у висков. Куда бы деться От памяти? Разрушен прежний дом. Свиваются ветра в тугую заверть И смерчем ввысь уносятся года… Потерянных, нас гонит жизнь и давит. О счастье детям передастся память, - Моей души Полярная звезда…
КИД школы № 44 «Моё Отечество»
Океана даль, просторы синие И прибой, как верный пес, у ног. Называется окраиной России Город мой родной- Владивосток. Пусть туманами укрыт он моросящими И ветрами продувается насквозь, Все равно люблю его по-настоящему, Город, где родиться довелось. Если вдруг судьба распорядится, Занесёт в далекие края, Знаю: мне в любой дали приснится Город «нашенский» и Родина моя. Приморский край и город Владивосток в истории Отечества
Владивосток-город воинской славы
Поклонимся Великим тем годам… Наша молодость была не длинной, Покрывалась ранней сединой. Нашу молодость рвало на минах, Заливало талинской водой. С жадностью засмотрятся ребята На твоё солдатское лицо. Так же, как и ты смотрел Когда-то на седых будёновских бойцов…
«Здесь первый шаг свой сделала война…»
Деятельность Океанского фанерного завода в годы ВОВ и послевоенные годы
История Океанского фанерного завода ( 1910-1991 гг.) Основатель и владелец ОФЗ промышленник Скидельский, 1910 год
Фанзавод сегодня
По традиции в канун праздника Дня Победы проходит встреча учащихся с ветеранами ВОВ, проводится праздничный концерт, на котором звучат песни военных лет и инсценируются эпизоды из произведений военной тематики. Праздник для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла
Глянь на живых, пока они живые… Запомни шрамы их и седину. Их мужество в те годы грозовые Спасло от рабства вольную страну. Глянь на живых. Они ведь смерть встречали. И смерть поныне снится им порой. Они грустят, они скорбят ночами О тех друзьях, что спят в земле сырой… И помни ты, живой и невредимый, Довольный положеньем и судьбой, Что мы до той поры непобедимы, Покамест память павшего с тобой!
Творческая и исследовательская деятельность учащихся
Тимуровцы с Океанской
Музейные экспонаты
Стихотворение о музее Любой музей есть память о веках. Творенья от начала мирозданья, Любое человечества сознанье В картинах, письменах, стихах… Сегодня день торжественен и строг. Открыта дверь, музей гостей встречает, В стенах своих входящих привечает, Лишь стоит преступить его порог. Не принято здесь громко говорить, И строгие глядят с портретов лица, Ты понимаешь: стоило родиться, Чтобы узнать, как мастер мог творить. Автор: Тамара Сальникова
Презентацию подготовила: Заместитель директора по воспитательной работе, инициатор и руководитель школьного музея Пушкарёва В.Е., В презентации использованы стихи Симонова К., Интернет-ресурсы, материалы школьного музея. Спасибо за внимание