РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В СТРУКТУРЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНДИВИДОВ Авторы работы: ученицы 11 класса МОУ - Лицей №2Сучилина Ксения, Жумагалиева ЕленаНаучные руководители:социальный педагог МОУ - Лицей №2Мордвинкина Н.Ф.учитель биологии, высшей категории Мордвинкина Т.А.
Выявление физиологической природы и характерологических особенностей темперамента, его роли в структуре межличностного взаимодействия индивидов.
Изучить и проанализировать генезис развития учения о темпераменте;Выявить характерологические особенности темперамента;Провести исследование по изучению влияния темперамента на социальный статус личности;Представить индивидуальные характеристики четырех типов темперамента;Создать и распространить информационные листки-памятки по данной тематике.
Исследовательская деятельность
Изучение влияния типа темперамента на социальный статус личности.
Проанализировать понятия социометрического статуса и темперамента.Сформировать выборку учащихся.Подготовить необходимый для проведения исследования инструментарийПровести тестирование учащихся.Определить степень зависимости социометрического статуса от типа темперамента.
Методическая база исследования: Тест - опросник Г. Айзенка и методика по определению социометрического статуса Дж. Морено
Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает, в основном, динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера.
«Каждая жидкость имеет свои свойства (кровь – тепло, слизь – холод, жёлтая желчь – сухость, чёрная желчь – влажность), и поэтому преобладание одной из них определяет состояние организма, его склонность к тем или иным заболеваниям».
САНГВИНИКХОЛЕРИКФЛЕГМАТИК МЕЛАНХОЛИК
Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Обладает живой мимикой и выразительными движениями. У него высокий порог чувствительности.Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции.
Отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью.Холерик необуздан, несдержан, нетерпелив и вспыльчив. Менее пластичен и более инертен.
Обладает высокой активностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. Он ненаходчив, медленно перестраивает навыки и привычки. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием.
Человек с высокой чувствительностью. Чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок
Тестирование учащихся
Таблица № 1 Распределение испытуемых по измеряемым показателям
Таблица №2 Значение вариант в распределении испытуемых по экстра-интроверсии, нейротизму и соц. статусу
Гистограмма распределения испытуемых по Экстраверсии - интроверсии
Гистограмма распределения испытуемых по нейротизму
Гистограмма распределения испытуемых по соц. статусу
Значения показателей экстра-интроверсии, соц. статуса и нейротизма в группе учащихся
Зависимость социометрического статуса от типа темперамента «Если испытуемый имеет более высокий показатель экстра-интроверсии, то имеет ли он так же более высокий соц. статус или такого соответствия не наблюдается»
Диаграмма рассеяния значений экстра-интроверсии и соц. статуса.
Диаграмма рассеяния значений нейротизма и соц. статуса
Зависимость социометрического статуса от типа темперамента Корреляционный анализ взаимосвязи показателей экстра-интроверсии и соц. статуса равен = 0,307641. Коэффициент корреляции показателей нейротизма и соц. статуса равен 0,323477
Большинство испытуемых имеют средний уровень экстра-интроверсии и средний уровень соцстатуса.2% от общей выборки имеют высокий уровень экстра-интроверсии и соцстатуса.Связь между социальным статусом и типом темперамента есть и она прямая.Степень связи небольшая, но положительная.
Учитывать тип темперамента и социальный статус индивидов в группе: при выявлении лидеров в коллективе.при распределении общественных поручений и нагрузок. при подготовке различных мероприятий, праздников. при профилактике и разрешении конфликтных ситуаций в группе. при планировании процесса развития групповых отношений в коллективе.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!