Роль академического сообщества в развитии публичной политики. Александр Сунгуров Курс «Публичная политика и права человека». Тема 10.
Структура лекции 1. Эксперты и экспертное сообщество 2.Публичная политология (по аналогии с «Публичной социологией» Майкла Буравого)
1. ЭКСПЕРТЫ И ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО
Одной отличительных черт ЦПП, как и Фабрик мысли как таковых Является опора их деятельности на экспертов и экспертное знание. При этом подразумевается, что экспертное знание основано на знании научном. Итак, стоит уточнить, кто такие эксперты И чем эксперты отличаются от ученых
Кто такой «Эксперт»? Эксперт как посредник между академической наукой и политической практикой Эксперт сужает выбор из различных вариантов до нескольких, предоставляя сделать окончательный выбор ЛПР Формальную ответственность за решение несет ЛПР, но возможно ли при этом говорить и об ответственности экспертов? Если «да», то в чем эта ответственность может выражаться?
Кто такой «Эксперт» и что такое «Экспертиза»? Эксперт – это человек, который хотя и не знает ответов на все вопросы, тем не менее уверен, что сможет их найти при условии надлежащего финансирования. (Уолл-стрит джорнал, Нью-Йорк – 1998, 16.11)
эксперт - это специалист, делающий заключение при рассмотрении какого-либо вопроса, экспертиза - рассмотрение какого-либо вопроса экспертами для дачи заключения. Словарь русского языка С.И.Ожегова
Рассматривая управление, в том числе и политическое, как процесс принятия решений в условиях неопределенности, мы может определить функцию экспертов как функцию сужения разумного интервала возможных решений.
Для нас важно понимать различия между Экспертизой общественной Гражданской Научной
Эксперты являются важной частью Фабрик мысли и Центров публичной политики Различием является уровень гражданской ответственности экспертов Актуален также вопрос о соотношении экспертного и научного сообщества
Экспертное и научное знание (на примере политической науки) Наука (например, политическая) академическая и Прикладная «НИОКР» - эксперты Политическая практика
Акад. наука Прикл. наука НИОКР (эксперты) Практика Институты РАН, Вузы Полит. технологи Выбо- ры Гос. Органы НКО СМИ Телеполи- тологи Аналит. центры Центры публичной политики Граж дан- ское Обр азо вание Независимые Исследовательские центры
А.Филиппов (Москва) писал о различиях ролей и видов ответственности эксперта и ученого. Так, честный ученый должен рассматривать и анализировать все возможные варианты и альтернативы, а задача эксперта – сузить число возможных вариантов решения, чтобы облегчить процесс принятия решения для ЛПР
Прикладная политическая наука и экспертное знание – два отдельных феномена. В первом случае изучается реальные объекты в реальной практической политике, как они функционируют, как реально работает администрация президента, как происходит процесс принятия решений, как влияют на это конкретные группы? Во втором случае знание, полученное в рамках и теоретической и прикладной политологии, используется для экспертных заключений и рекомендаций, для сужения поля возможных решений
О различии между «академической» и прикладной политологией. Логика развития академической науки вытекает из логики развития самой науки, Во многом сам ученый, получая ответы на одни вопросы, ставит вопросы следующие, получая для этого гранты или зарплату в академическом институте. В случае же прикладной политологии, человек, который работал в этой сфере, внимательно слушает и спрашивает - в чем же заключается потребность практики, и в своей деятельности отвечает на эти вопросы, потребности
Проблема объективности и предвзятости аналитиков Занимающих две позиции – политика и активиста Этическая сторона (аналитик-клиент) Методологическая сторона (аналитик – научное сообщество) Гражданская сторона (аналитик – общество) Только изучать – или изучать и влиять???
Гражданский аспект – допустимость предвзятости (???) В демократическом обществе, где политические решения являются продуктом конкурентного процесса, право на участие в котором имеют все группы интересов При этом нет дискриминации участия групп в этом процессе Тогда политический аналитик имеет право на предвзятость и необъективность «У каждого интереса должен быть свой сторожевой пес» (С.Туронюк)
В конкурентной плюралистичной системе Где нет постоянных победителей и проигравших Принцип справедливости реализуется не столько в каждом отдельно взятом политическом решении, Сколько в общей системе процедурных гарантий («сдержек и противовесов») Итак, аналитик имеет право, но не обязан разделять ценностные предпочтения клиента Исходя же из собственных ценностей, он не должен этого скрывать
Ограничения среды – выбор статусно-ролевых позиций аналитика (М.Мюнгер, 2000) Политическая свобода Экономическая свобода Работа в госучреждении Профессиональные политконсультанты Работа в НКО Академическая наука
Проблемы этики. Ценностные конфликты М.Мюнгер выделяет 5 форм конфликта аналитика: Конфликт между лояльностью к клиенту и собственными принципами Конфликт из-за ограничений, заданных клиентом в отношении матрицы критерии/альтернативы Конфликт между потребностью в аналитической точности и сроками сдачи работы Конфликт по поводу корпоративных ограничений профессионального сообщества Конфликт из-за ресурсных ограничений
Три вида ответственности аналитика Клиент Научное сообщество Гражданское общество Аналитик
Три альтернативы конфликта: протест, выход и нелояльность Протест Выход Нелояльность Саботаж Возражение Отставка Ультиматум Утечка Отставка и разоблачение
2.ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ (ПО АНАЛОГИИ С ПУБЛИЧНОЙ СОЦИОЛОГИЕЙ МАЙКЛА БУРАВОГО)
Политология для кого? 1. С одной стороны, мы производим знание друг для друга, для сообщества ученых, стремящихся лучше познать мир и развить свои исследовательские программы 2. С другой стороны, мы производим знание для других, находящихся вне академии, чтобы они могли быть более эффективными в этом мире.
Знания для чего? Различие между Инструментальным знанием, в котором цели принимаются как данности и где задача состоит в расшифровке средств, которые наилучшим способом осуществят эти цели и Рефлексивным знанием, которое сосредоточено именно на открытой дискуссии, на открытом коллективном анализе этих целей или ценностей
Макс Вебер назвал это «Обсуждением ценностей» Юрген Хабермас – «Коммуникативным действием» Это различие ясно сформулировал Вебер, чья концептуализация социального действия содержала в себе разграничение технической и ценностной рациональности
Франкфуртская школа (в более критическом ключе) Нынешнее капиталистической общество, движимое рынками и прибылями, сосредоточено на вопросах эффективности, Теряя при этом видение конечных целей Или то, что мыслители этой школы называли «разумом» Важно анализировать не только инструментальное знание средств, но и рефлексивное знание о целях
Это же различие относится и к внеакадемическим клиентурам Прикладная социология, которая пытается дать решения проблем, определенных клиентом или патроном Рефлексивной формой внеакадемического знания является публичная социология, для которой характерна дискурсивная связь социолога со специфическими публиками
Функция публичного социолога - проблематизировать задачи, Принимаемые как само собой разумеющиеся прикладной наукой, Делая это путем повышения самосознания публик через широкие разговоры о ценностях
Традиционная публичная социология - Социолог, как автор широко читаемой книги, Становится катализатором публичной дискуссии Органическая публичная социология – социолог имеет прямую связь с публикой, Например, социальным движением или местной организацией
Традиционный социолог Говорит с пьедестала, а его связь с публиками опосредована печатью, ТВ и иными виртуальными коммуникациями (включая и соответствующие искажения) Органический публичный социолог работает напрямую, часто лицом к лицу с публиками в окопах гражданского общества
Публики как дискурсивные сообщества с общими приверженностями Публики варьируют по плотности внутреннего взаимодействия (разреженные – плотные), По уровню мобилизации (активные - пассивные) По географической протяженности (локальные, региональные, национальные или глобальные) По их политике (гегемонистские – контргегемонистские)
Традиционная публичная социология взывает к Разреженным пассивным, национальным и гегемонистским группам Органическая публичная социология сосредотачивается на Плотных, активных, локальных, часто контргегемонистских публиках Публичная социология порождает диалог о ценностях и целях, а также их возможной реализации.
4 вида социологии (политологии) Знания для кого Академичес-кая аудитория Практика (общество и государство) Знания для чего Инструмен-тальное знание Профессио-нальная (академическая) социология Прикладная социология Рефлексив-ное знание Критическая социология Публичная социология
Академическая аудитория Прикладная социология Инструментальное знание Профессиональная социология Прикладная социология Знание Техническое/ эмпирическое Конкретное Истина Соответствие Прагматическая Легитимность Научные нормы Эффективность Сфера ответственности Равные Клиенты / патроны Патология Самореферентность Сервильность Политика Собственный профессиональный интерес Практическое вмешательство
Академическая аудитория Прикладная социология Рефлексивное знание Критическая социология Публичная социология Знание Затрагивающее основания, фундаментальность Коммуникативное Истина Нормативная Прагматическая Легитимность Моральное видение Консенсус Сфера ответственности Критичные интеллектуалы Определенные публики Патология Догматизм Чудаковатость Политика Внутренние дебаты Публичный диалог
Наш курс закончен Но если вы выберете ваш дальнейший путь в любой из четырех социологий / политологий Особенно в тех из них, которые направлены на применение в практике То будем рады взаимодействовать и в будущем И как кафедра прикладной политологии И как СПб гуманитарно-политологический центр СТРАТЕГИЯ
Наш курс и Белладжио прощается с его слушателями