Международная система защиты прав человека Александр Сунгуров Курс «Публичная политика и права человека». Тема 4.
Структура лекции 1. Система ООН 2. Совет Европы и другие региональные системы 3. Национальные институты защиты и продвижения прав человека. 4. Общественные правозащитные организации 5. Роль эпистемиологического (академического, экспертного) сообщества
1. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
Преамбула Устава ООН (начало) МЫ, НАРОДЫ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций…
Международный билль о правах человека Всеобщая декларация прав человека - 1948 Международный пакт об экономических и культурных правах - 1966 Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 Первый факультативный протокол к нему – 1966, в силу - 1976 (СССР – июль 1991) Второй факультативный протокол к нему – 1989, в силу – 1991 (Россия не участвует)
Основные структуры ООН Генеральная Ассамблея Совет безопасности Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) ЭКОСОС "уполномочивается делать рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех", а также "создает комиссии в экономической и социальной областях и по поощрению прав человека". Совет ООН по правам человека Верховный комиссар ООН по правам человека Комитет по правам человека Комитет по экономическим, социальным и культурным правам Комитет по ликвидации расовой дискриминации Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев И т.д.
Совет по правам человека ООН Создан в 2006 г. Решением Генеральной Ассамблеи ООН Вместо Комиссии по правам человека Входят 47 стран, избранных общим голосованием. Среди них - Россия
Верховный комиссар ООН по правам человека Несет основную ответственность за деятельность ООН в области прав человека Задачи: содействие и защита эффективной реализации всех прав человека; содействие международному сотрудничеству в целях соблюдения прав человека; стимулирование и координация действий в области прав человека в рамках системы ООН; оказание помощи в разработке новых стандартов в области прав человека; содействие ратификации договоров о правах человека
Мэри Робинсон (1997-2002), Ирландия Адвокат с 1967 г. Профессор конституционного и уголовного права с 1969 г. Сенатор Ирландии с 1969 г. Президент Ирландии с 1990 г.
Сержиу Виейра ди Меллу (Бразилия), 2002-2003 г. С 1969 г. работал в ООН, в УВКБ в гуманитарных и миротворческих миссиях в Бангладеш, Судане, на Кипре, в Мозамбике и Перу, спецпредставитель Ген.секретаря ООН в Косово погиб в качестве главы миссии ООН в Ираке при взрыве в представительстве ООН в Багдаде 19.09.03 г.
Луиза Арбур (Канада), 2004-2008 профессор уголовного права в университете Йорк в Торонто (с 1974 г.) Судья Верховного суда в Онтарио (с 1990 г) С 1996 г. - главный обвинитель в процессе над военными преступлениями в бывшей Югославии и геноцида в Руанде. С 1999 г. - судья в Верховном суде Канады
Наванетхем Пиллэй (ЮАР), с 2008 г. 1967 г. – первая женщина-юрист в провинции Наталь С 1967 по 1999 год прошла путь от юриста Верховного суда ЮАР до Председателя Международного уголовного трибунала по Руанде. В 2003 - 2008 годах была судьей Международного уголовного суда.
Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) является координационным центром деятельности ООН по правам человека. Оно выполняет функции секретариата для Совета по правам человека, наблюдательных органов по соблюдению договоров (экспертных комитетов, контролирующих соблюдение договоров) и других органов ООН по правам человека
Верховный комиссар по правам человека предпринимает конкретные действия по институционализации сотрудничества и координации работы с такими органами ООН, занимающимися вопросами прав человека, как Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Программа Развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ) и Добровольцы Организации Объединенных Наций (ДООН).
2. СОВЕТ ЕВРОПЫ И ДРУГИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Вслед за Всемирной Декларацией появились и более строгие Конвенции, но уже региональные Европейская Конвенция прав человека (1950 г.) Межамериканская конвенция по правам человека (1969 г.) Африканская конвенция прав человека и прав народов (1981 г.) Каирская декларация прав человека в исламе (1990 г.)
Европейская конвенция о защите прав человека Правительства, подписавшие настоящую Конвенцию, являющиеся членами Совета Европы, принимая во внимание Всеобщую декларацию прав человека, провозглашенную Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, учитывая, что эта Декларация имеет целью обеспечить всеобщее и эффективное признание и осуществление провозглашенных в ней прав,
считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами и что одним из средств достижения этой цели является защита и развитие прав человека и основных свобод, подтверждая свою глубокую приверженность основным свободам, которые являются основой справедливости и всеобщего мира и соблюдение которых наилучшим образом обеспечивается, с одной стороны, подлинно демократическим политическим режимом и, с другой стороны, всеобщим пониманием и соблюдением прав человека, которым они привержены,
преисполненные решимости как Правительства европейских государств, движимые единым стремлением и имеющие общее наследие политических традиций, идеалов, свободы и верховенства права, сделать первые шаги на пути обеспечения коллективного осуществления некоторых из прав, изложенных во Всеобщей декларации, согласились о нижеследующем:
Уставные органы Совета Европы Кабинет Министров (состоит из Министров иностранных дел) – принимаются решения Парламентская ассамблея (ПАСЕ) – совещательный орган, члены назначаются парламентами стран-участниц ПАСЕ избирает Генерального Секретаря СоЕ членов Суда по правам человека и Комиссара по правам человека.
Совет Европы
Директораты Совета Европы Генеральный директорат по политическим делам Генеральный директорат по правовым вопросам (ГД-I). Генеральный Директорат по правам человека – ГД- II Генеральный директорат по социальной сплоченности (cohesion) (ГД III) Генеральный директорат по образованию, культуре, наследию, молодежи и спорту (ГД IV)
Роль НКО в работе Совета Европы
Комиссар Совета Европы по правам человека Пост учрежден в 1999 г. 1. Комиссар занимает несудебный пост и призван содействовать осуществлению информационно-просветительской деятельности в области прав человека и уважению прав человека в том виде, в каком они предусмотрены в документах Совета Европы по правам человека. 2. Комиссар уважает полномочия контрольных органов и выполняет функции, отличные от функций, выполняемых контрольными органами, учрежденными в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека или в соответствии с другими документами по правам человека Совета Европы. Комиссар не принимает к рассмотрению жалобы отдельных лиц.
Первый комиссар Совета Европы – Альваро Хиль-Роблес (1999-2006) С 1967 г. – преподаватель, профессор права С 1968 г. – член коллегии адвокатов В 1980-83 гг. – член Конституционного суда В 1983-88 гг. – заместитель защитника народа Испании В 1988-93 гг. – Защитник народа Испании
Альваро Хиль-Роблес .
ТомасХаммерберг – Комиссар СоЕ с 2006 г. Генеральный секретарь Amnisty Internation (1980-1986) Ген. Секретарь НКО «Спасите детей Швеции» (1986-1992) Посол Швеции по гуманитарным вопросам (1994-2002) Геню секретрь Центра Улофа Пальме (2002-05)
Томас Хаммерберг
3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ЗАЩИТЫ И ПРОДВИЖЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
В странах Западной Европы также появляются Национальные институты прав человека Этот термин был определен в резолюции Комиссии по правам человека ООН (март 1992 года, Париж) – «Парижские принципы»
В соответствии с ними, национальные институты прав человека должны быть созданы парламентом, согласно закону или иному нормативному акту быть облечены полномочиями содействовать развитию и защищать права человека обладать реальной независимостью, в частности, благодаря представительству различных сил гражданского общества.
Функции национальных правозащитных институтов Мониторинг действий государственной власти с позиции соответствия международным нормам прав человека Консультации государственным структурам Информация и правовое просвещение
Консультации государственным структурам реализуются через Экспертизу законопроектов Неформальные встречи с чиновниками Работу экспертов-консультантов в составе правительственных делегаций на международном уровне
Примеры Датский Центр прав человека, Французский Национальный Консультативный комитет по правам человека; Институт Исследований публичной политики, Великобритания , Постоянная консультативная комиссия по правам человека, Северная Ирландия Центр равенства малых этносов и противодействия расизму, Бельгия.
Где-то в середине 70-х годов Многие поняли, что наряду с вновь создаваемыми Национальными институтами по правам человека К ним вполне могут быть отнесен И институт Омбудсмана во всех его многообразных проявлениях
Омбудсман - это: Достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений.
Институт Омбудсмана в разных странах носит разные названия: Парламентский уполномоченный по делам администрации (Великобритания, Шри Ланка) Парламентский уполномоченный для расследований (Новая Зеландия) Проведор (поручитель) юстиции (Португалия) Медиатор (посредник) (Франция) Защитник народа (Испания, Южная Америка) Гражданский защитник (Провинции Италии) Уполномоченный по правам граждан (Польша)
Основные функции Омбудсмана Содействие более эффективной работе власти Содействие жителям в восстановлении нарушенных властью прав Реализация функции посредника, моста между обществом и властью Реализация функции внесудебного расследования
Институт Омбудсмана юстиции в Швеции Возник как «калька», отражение Института Королевского Канцлера Юстиции В это же время (20-е годы XVIII века) в России возникает институт Прокуратуры Служащий «Оком государевым», выполняющий функцию контроля и общего надзора Очень близкий к Канцлеру юстиции
..
Институт УПЧ как этап развития института Омбудсмана Сам Институт омбудсмана является продуктом исторической эволюции Так, можно выделить следующие модели: 1. Нордическая модель (Швеция и Финляндия) 2. «Классическая модель» - страны Западной Европы, Англо-говорящие страны 3. «Пост-авторитарная» модель
Нордическая модель Сфера компетентности – судебная власть и исполнительная власть Возможно уголовное преследование по результатам рассмотрения Сильная связь с парламентом, возможна отставка в любое время (не реализуется) Слабое взаимодействие с правозащитными НПО
Повышение эффективности деятельности власти Исторически – первая задача, появление института в Швеции в 1714 г., конституционное закрепление – 1809 г. Нарушение прав человека – как индикатор плохой работы чиновника или несовершенства закона Фактически- функция независимого государственного контролера и советника – роль в предотвращении коррупции
Нордическая модель
Классическая модель Сфера компетентности – только исполнительная власть (судебная власть полностью исключена, сомнений в этом нет) На выходе – только рекомендации Растет независимость от парламента, иногда растет зависимость от исполнительной власти Развитие взаимодействие с государственными и общественными правозащитными структурами Постепенное осознание себя как государственной правозащитной структуры
Классическая модель Быстрое распространение института в странах Западной Европы и англо-говорящих странах в 60-70 гг. XX века Было связано и с отсутствием в этих странах института с функцией общего надзора и контроля, Аналогичного российскому прокурору Это «пустующее» место и занял омбудсман
Омбудсман Дании г-н Хансон
Заместитель Медиатора Франции Жерар Дельбофф: «Понятие справедливости трудно определить точно. В широком смысле справедливость - морально-этический принцип, который относится скорее к идее праведного суда, чем суда по закону. Поэтому справедливость, как и обычай, не входит в позитивное, систематизированное право. Но она является существенной составляющей естественного права.
Жерар Дельбофф: В более узком смысле справедливость является фактором, позволяющим корректировать позитивное право, предотвращая неприемлемые последствия. Принцип справедливости позволяет восполнять пробелы в законодательстве, когда какой-то конкретный случай не предусмотрен действующими нормами» ----------------------------------------------- Жерар Дельбофф. Уполномоченный по правам человека во Франции. // Общая тетрадь, 2001, 3(18), с. 70-74.
Классическая модель
Классическая модель (полная) Франция, Англия - назначе- ние
Поставторитарная модель: отличия от классической Приоритет защиты прав человека Меньшая привязка к парламентам Включение в поле зрения и судебной системы Более тесное сотрудничество с НКО Включение в поле зрения правового просвещения и образования в области прав человека, 6. Наличие Прокуратуры
Защитник народа Испания, страны Латинской Америки Как один из механизмов возрождения демократии Впервые соединил тему парламентского контроля и Тему защиты прав человека Специфика поставторитарного перехода
Первый Защитник народа Аргентины Д.-Л. Майорано
Польша, 1988 г. – Уполномоченный по правам граждан К моменту крушения однопартийной системы в Польше уже были создана система институциональных гарантий законности Ранее, в 1986 г. – был создан Конституционный суд Еще раньше, в 1984 г. – административные суды
Ева Летовска, первый Омбудсман Польши, на семинаре в 2000 г.
Возможен ли эффективный омбудсман в поставторитарной стране? В любом случае должно быть совершенно ясно, что омбудсман может действовать только в условиях поистине демократической политической и конституционной системы, которая основана на принципе взаимного контроля различных действующих ветвей власти…. Без подготовки соответствующей почвы институт омбудсмана, который осуществляет независимый надзор в интересах столь же независимой представительной власти, утратит всякий смысл и любая попытка его учреждения явится лишь грубой фикцией (А.Хиль-Роблес, 1977)
Альваро Хиль-Роблес. 1998 г.: Почему же этот институт, который, на первый взгляд, кажется таким слабым, который не имеет большой силы или политической власти, а имеет только моральную власть, моральный авторитет, почему этот странный институт в условиях сегодняшнего жесткого политизированного мира приобретает такую важную роль? Действительно, он добивается сегодня такой роли во многих обществах, не только политически стабильных, но и также в обществах, которые, к сожалению, пока не пришли к политической стабильности и которые переживают конфликтные ситуации
Возможный ответ на этот вопрос - Омбудсман в поставторитарных странах способен не только помогать жителям и давать советы власти, И служить мостом между обществом и властью Но и расширять своей деятельностью поле публичной политики
Институт Омбудсмана - это Такой государственный институт, который является в чистом виде «властью авторитета» ( authority) и поэтому очень непривычен для российского сознания.
Одна из его важных задач Содействие переходу наших «государевых служащих» в положение «public administration» Поэтому и сам этот институт являет собой пример «public administration», а этот феномен непривычен для россиянина!!!
Поставторитарная модель
4. Общественные правозащитные организации Общественные организации сами по себе есть реализация важнейшего права – права на создание ассоциаций Кроме того, во многих странах, в частности, в СССР, именно общественные организации первыми выступали за соблюдение прав человека, Вели мониторинг соблюдение государством своих обязательств в этой сфере – Московская Хельсинская группа и др. Роль Международной амнистии и Human Rights Watch и других организаций
5. РОЛЬ ЭПИСТЕМИОЛОГИЧЕСКОГО (АКАДЕМИЧЕСКОГО, ЭКСПЕРТНОГО) СООБЩЕСТВА ( НА ПРИМЕРЕ ФОРУМА БЕЛЛАДЖИО)
4-7 апреля 2011 года на вилле Фонда Рокфеллера «Белладжио» (Итальянские Альпы) обсуждался проект создания Университета ООН по проблемам глобальной безопасности. На форум в Белладжио собрались представители около 18 стран – юристы, политологи, культурологи, журналисты, всего 30 человек.
Идея создания Университета ООН по проблемам безопасности Возникла как один из итогов работы Постоянной комиссии Латинской Америки по пересмотру минимальных стандартов ООН по обращению с заключенными. Обновленные стандарты были одобрены 12-м Конгрессом ООН по предотвращению преступности и криминальной юстиции, прошедшем в Бразилии в апреле 2010 г.
В ходе подготовке этого конгресса Возникла идея создания Университета ООН по проблемам безопасности. Эта идея была озвучена президентом Бразилии Дилмой Русеф и нашла поддержку Генерального секретаря ООН. Встреча в Белладжио стала важным шагом на пути создания такого университета
Программа форума состояла из 2 частей 1. Сущностные вопросы, связанные с возможными направлениями деятельности будущего университета ООН – Дискуссия шла вокруг 3 тем: безопасность, права человека, развитие 2. Обсуждение стратегии и тактики действий по созданию самого Университета ООН Принята «Декларация Белладжио»
Международная группа экспертов по подготовке создания университета ООН.
Наряду с Международной группой Началось и создание Национальных экспертных групп, в частности, Российской экспертной группы Я озвучил в Белладжио также идею создания студенческих групп по подготовке создания Международного Университета ООН по безопасности и социальному развитию Приглашаю вас к участию в ней!!!