Введение в курс. Понятие публичной политики Александр Сунгуров Курс «Публичная политика и права человека». Тема 1.
Структура лекции Введение. Знакомство с курсом. «Налаживание моста» между Санкт-Петербургом и Москвой. Понятие публичной политики Публичная политика в трактовках Юрия Красина и Пьера Бурдье Акторы публичной политики в цикле принятия властных решений Публичная политика и общественное мнение
1. ВВЕДЕНИЕ. ЗНАКОМСТВО С КУРСОМ. «НАЛАЖИВАНИЕ МОСТА» МЕЖДУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ И МОСКВОЙ .
Разрешите представиться: Александр Юрьевич Сунгуров Руководитель Отделения и Кафедры прикладной политологии Президент СПб гуманитарно-политологического центра СТРАТЕГИЯ Д.полит.н., д.биол.н. Член Правления Российской ассоциации политической науки (РАПН) Член Правления Европейского института омбудсманов
Где узнать подробнее: Веб-сайт Кафедры – www.politpriklad.net.ru СПб Центра СТРАТЕГИЯ – www.strategy-spb.ru См. также сайт СПб филиала Государственного университета – Высшей школы экономики www.hse.spb.ru Веб-сайт Российской ассоциации политической науки – www.rapn.ru E-mail: [email protected] http://vkontakte.ru/id3921151 Тел. Моб. +7-921-912-83-21 А также см. Рамблер, Яндекс и т.д.
План-график курса 12.04. Введение. Знакомство с курсом. «Налаживание моста» между Санкт-Петербургом и Москвой. Тема 1. Понятие публичной политики (Лекция) 19.04. Понятие публичной политики (семинар). Тема 2. Понятие публичной сферы и его современное развитие. Лекция. 27.04 (Среда, в Москве!!!). Тема 2. Семинар. Тема 3. Права человека в контексте права, идеологий и мировой политики. Лекция
План-график курса - 2 10.05. Тема 3. Семинар. Тема 4. Международная система защиты прав человека. Лекция. 17.05. Тема 4. Семинар. Тема 5. Права человека: поколения и нерешенные проблемы. Лекция 24.05. Тема 5. Семинар. Тема 6. Институционализация прав человека в постсоветской России 31.05. Тема 6. Семинар. Тема 7. Институты-посредники
План-график курса - 3 7.06. Тема 7. Семинар. Тема 8. Взаимодействие общественных организаций и власти в современной России. Лекция. 14.06. Тема 8. Семинар. Тема 9. Примеры реализации практик публичной политики. Лекция. 21.06. Тема 9. Семинар. Тема 10. Роль академического сообщества в развитии публичной политики. Лекция. 28.06. Зачет.
2. ПОНЯТИЕ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ .
Что такое «Публичная политика» (Public Policy)? Сам термин «публичная политика» как перевод “Public Policy” пока не является общепринятым в российском обществе Это относится и к термину «Public Administration» - его перевод на русский язык также еще не общепринят Иногда его переводят как «Общественное управление» или даже «Управление обществом»
На самом деле в англоязычных странах это синоним Понятия «Государственное и муниципальное управление» Однако все же понимаемое, как “Администрация, действующая в интересах общества и под его контролем, осознающая себя как производное от общества» Во многих регионах может рассматриваться пока как утопия.
Определенная путаница возникает потому, что Слово «Public» у нас традиционно переводят на русский как «общественный», что неверно. В нашей стране традиционно выделялась государственная сфера и… все остальное – личность и общество. В странах Западной Европы раздел шел по другой линии – «private» и «public» И под «public» понимались как общество, так и государственная (и муниципальная) власть Т.е. все то, что не «private» - частное, личное
Русскому слову «Политика» в английском языке Соответствуют: Politics – все связанное с борьбой за власть, и Policy – как программа решения тех или иных проблем, как программы деятельности той или иной власти Часто весь негатив, накопившийся против Politics мы переносим против Policy
Многозначность термина “public” 1999 г.: издание на русском языке «A new handbook political science». - Oxford, 1996. – «Политическая наука: новые направления», Науч. ред. рус. изд. Е.Б. Шестопал Примечание редакции «В связи со сложностью перевода термина public policy Принято решение переводить его как «социальная политика»».
Март 2011 года . Редактирование 2 номера Журнала исследований социальной политики. Название статьи Джона Кларка Beyond public and private? The changing welfare mix переводится как «За рамками государственного и частного? трансформация смешанной модели благосостояния»
Мои возражения о корректности перевода Вызвали появление комментария: «Различение public-private в английском возможно в разных вариациях. В контексте данной статьи, в первую очередь, подразумевается различение государственного и частного сектора социальных услуг. Вместе с тем, термин public services несет в себе смысл общественного блага, коллективного, коммунального, даже если эти услуги предоставляются организациями, относящимися к частному сектор»
Апрель 2011 г., Форум в Белладжио, Италия
Обсуждение создания Университета ООН по международной безопасности В итоговой декларации из названия планируемого университета «The World University of Public Security and Social Development» после жарких обсуждений слово Public было исключено. Объединенными усилиями генералов и либералов
Подробнее о различных интерпретациях «Public» См. Учебный курс "Публичная сфера общества и социальные коммуникации« http://soc.hse.ru/gsoc/publsoc/lecture%201 В целом облако смыслов понятия размыто по двум осям 1. Личность – общество – государство и 2. Скрытое (тайное) – открытое, доступное Второе измерение – термин «публичная сфера» - следующая лекция
Публичная политика и права человека Развитие понятие «публичной политики», как альтернативы политики «государевой» Как реальной возможности (наличия технологий) участия в разработке, обсуждения и реализации конкретных программ решения важных для общества проблем (конкретных политик) Связано с представлением о правах граждан, Как исходно у них присутствующих, а не дарованных властью (государем) Так и построен наш курс
Публичная политика и governance Наше понимание публичной политики (как public policy) является близким к понятию governance, которое также пока не имеет общепринятого перевода на русский Одним из вариантов перевода является «управление без управляющих».
Критерии публичности власти Прозрачность Нацеленность на решение проблем населения Эффективность деятельности Наличие доверия населения к власти в целом и к ее отдельным ветвям и институтам
В тексте, подготовленном Кафедрой публичной политики ВШЭ дается такое определение: «Публичная политика предполагает соответствие государственной политики общественным нуждам, взаимодействие государственных и негосударственных структур на всех стадиях принятия, реализации, контроля и оценки результатов государственных программ, проектов и решений»
Далее мы будем понимать публичную политику как процесс подготовки, обсуждения, принятия и реализации властных решений, направленных на решение важных для государства и общества проблем, в котором на многих этапах активное участие, наряду собственно с властными структурами, принимают и иные акторы поля публичной политики – различные неправительственные организации, бизнес-структуры и бизнес-ассоциации, СМИ, академическое сообщество и другие.
3. ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА В ТРАКТОВКАХ ЮРИЯ КРАСИНА И ПЬЕРА БУРДЬЕ .
Профессор Ю.А.Красин (Красин Ю.А. Публичная сфера и публичная политика. Российские проблемы. // Россия в условиях трансформаций. Вып. 25. – М.:ФРПЦ, 2002.) В широком смысле публичное в противовес частному – это сфера реализации присущих любому обществу коммунитарных интересов, то есть интересов общества в целом. Это понятие включает в себя по крайней мере четыре главных компонента:
1. экономический: общественный сектор экономики, производство благ общественного пользования (public goods), систему перераспределения доходов для удовлетворения общественных нужд, 2. социальный: общественные и государственные службы социального обеспечения (пенсии и пособия, занятость, здравоохранение, образование, общественный транспорт и средства коммуникаций, сохранение среды обитания, защита от преступности и коррупции, коммунальное обслуживание, поддержание социальной стабильности и комфортности);
3. - гражданско-политический компонент: негосударственные самодеятельные объединения и ассоциации граждан, гражданская сеть формирования общественного мнения, центры гражданской солидарности и республиканизма; 4. социокультурный: институты хранения и воспроизводства духовных ценностей и культурных кодов общества
Шматко Н. Феномен публичной политики (2001) Публичная политика» есть симбиоз политического действия, научной рефлексии и акта масс-медийной коммуникации. Она осуществляется в порядке интервенции в сферу политики экспертов, аналитиков, специалистов в области социальных наук, «интеллектуалов», публицистов и журналистов. Совокупность социальных обстоятельств, выступающая условием возможности публичной политики, изменила само содержание понятия «политика». Все это позволяет говорить о публичной политике как ином состоянии поля политики
Понятие «публичная политика» в обыденном восприятии тесно связана с активно политически функционирующей «демократической общественностью» (по Ю. Хабермасу). Задача публичной политики — достижение консенсуса, т. е. общественного согласия по фиксированным проблемам. Для нее характерны сильная дифференциация форм политических практик и индивидуализация необъективированных практик
Ю.Хабермас, 1990: «Мы можем различать коммуникативно порожденную и административно применяемую власть. В политической публичности встречаются и пересекаются два противодействующих процесса: процесс коммуникативного производства легитимной власти… и процесс достижения легитимации через политическую систему… Как осуществляются оба эти процесса, спонтанное формирование воли в автономных объединениях общественности (Öffentlichkeiten) и организованное достижение лояльности масс, и какой из них господствует над другим, — это эмпирический вопрос»
Агента публичной политики можно назвать «тройным агентом». В поле политики он представляет поле журналистики, в поле журналистики — поле социальных наук и т. д. Он апеллирует как к политикам, ученым, журналистам, государственным деятелям (т. е. «заинтересованному меньшинству» профессионалов), так и к «гражданам вообще» или мобилизованным группам непрофессионалов
Публичная политика существует , во-первых, как совокупность практических акций, превентивных мер (предупреждение преступности, наркомании, девиантного поведения…), контроля, регуляции, публичных обсуждений. Во-вторых, публичная политика — это ансамбль категорий социальной перцепции, легитимных номинаций, социальных классификаций и иерархий, определений нормы и девиации, оценочных суждений.
В дифференцированных обществах (по П.Бурдье) социальное пространство конституируется ансамблем полей. Они имеют смысл подпространств, «...которые обязаны своей структурой неравному распределению отдельных видов капитала, и [социальное пространство] может восприниматься в форме структуры распределения различных видов капитала, функционирующей одновременно как инструменты и цели борьбы в различных полях»
Представления П.Бурдье о социальном пространстве Социальная геометрия, по П. Бурдье: Самое широкое понятие — «социальное пространство», т.е. «абстрактное пространство, конструированное ансамблем подпространств или полей (экономическое поле, интеллектуальное поле и др.), которые обязаны своей структурой неравному распределению видов капитала»
Пространство состоит из социальных сфер Основными П. Бурдье считал экономику, культуру, политику и религию. Внутри сфер располагаются социальные поля — «исторически сложившиеся пространства игры, со специфическими, свойственными только данному пространству, интересами, целями и ставками, с собственными законами функционирования
Поле — специфическая система объективных связей между различными позициями, находящимися в альянсе или в конфликте. Поле — структурное пространство позиций». Поля разнообразны, поскольку составляют разные подсистемы отношений. Поля могут быть юридическими, литературными, артистическими, научными и др. В каждом поле и свой вид капитала: экономический, культурный, символический (престиж, репутация, имя)
Символический капитал, это доверие, это власть, представленная тем, кто получил достаточно признания, чтобы быть в состоянии внушать признание». В этом случае носители капитала должны быть узнаны и признаны даже научный капитал зависит от узнавания и признания со стороны коллег-конкурентов внутри поля, а также за его пределами.
4. АКТОРЫ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ В ЦИКЛЕ ПРИНЯТИЯ ВЛАСТНЫХ РЕШЕНИЙ
Итак, мы понимаем публичную политику как процесс подготовки, обсуждения, принятия и реализации властных решений, направленных на решение важных для государства и общества проблем, в котором на многих этапах активное участие, наряду собственно с властными структурами, принимают и иные акторы поля публичной политики – различные неправительственные организации, бизнес-структуры и бизнес-ассоциации, СМИ, академическое сообщество и другие.
Цикл принятия (политических) решений Выявление проблемы Поиск Реше-ния Принятие решения Испол- нение решений Обсуждение и Лобби- рование Контроль, Мониторинг Общест- венное мнение
1. Выявление проблемы (инициирование) Задача 1 – доказать, что проблема есть Что она актуальна, по сравнению с другими проблемами и заслуживает Внесения в повестку дня – agenda Задача 2. Дать четкую и понятную как для власти, так и для общества формулировку проблемы. Задача 3. – Анализ проблемы (решалась ли она ранее, а если да, то почему не была решена и т.д.)
2. Поиск решения, включая прогнозирование Задача 1. С учетом выполненного на первом этапе анализа проблемы Выявляются основные факторы и их причинно-следственные связи Производится сбор и анализ данных Формулируются варианты решений. Задача 2. Определение рисков, последствий – выгод и издержек, Связанных с выявленными вариантами решения проблемы
2. Поиск решения Задача 2. Акцент на эмпирические, аналитические и прогностические методы выявления вероятности тех или иных результатов, а также побочных последствий решений Именно здесь – статистические измерения, математич. моделирование, Экспертные оценки, построение прогнозов и сценариев Важна также и нормативная оценка, но здесь мало корректных методик, поэтому эта оценка в основном переносится на следующий этап Задача 3. Сужение спектра альтернативных решений либо выбор одного, базового для публичного обсуждения
3. Публичное обсуждение и лоббирование решений Этот этап отсутствует в ряде циклов Однако он необходим и для проектов решений власти, если она хочет слушать мнение общества Он тем более необходим, если проект решения готовится структурами бизнеса и (или) гражданского общества Наличие публичных слушаний, например, узаконено в Законе РФ о МСУ
Общественные слушания проекта Концепции взаимодействия НКО и органов власти СПб, 19.07.07
В соответствии с поведенческим подходом Именно инкрементальные решения, допускающие возможность коррекции, имеют большие шансы на мобилизацию политической поддержки Эта коррекция и происходит в процессе общественных слушаний На этом этапе могут также определиться и наиболее «проходимые» политически варианты (вариант) решения проблемы
Наличие этой стадии Может также служить индикатором Насколько данный политический режим является демократическим (либо авторитарным) Именно на этом этапе в максимальной степени проявляется возможность развития «демократии участия» Однако есть опасность имитации общественного участия!!!
Об опыте подготовки и проведения Общественных слушаний по проектам городских и областных бюджетов См. материалы проекта СПб центра СТРАТЕГИЯ «Прозрачный бюджет» www.transparentbudget.ru и книги Прикладной бюджетный анализ. – СПб, 2001, - 250 с. Общественное участие в бюджетном процессе на Северо-Западе России. – СПб: Норма, 2002. – 320 с. Общественное участие в бюджетном процессе: опыт и технологии. – СПб: Норма, 2002. – 220 с. Бюджетный процесс: анализ прозрачности и общественного участия. Сборник статей. – СПб: «ИК-Синтез», 2003. – 220 с.
4. Принятие решения (Легитимация) Это ключевой момент в цикле принятие решений – т.к. оно должно быть «принято» - выбор между вариантами должен быть закреплен формальным образом, в виде юридического акта – закона, указа, распоряжения и т.д. Органом власти, на то уполномоченным Либо самим народом – выборы или референдум
Легитимация – наиболее «политизированная» Из всех стадий принятия решения Конечно, часто она предопределена предшествующими расчетами и оценками Однако, выбор решения может зависеть и от субъективных и неартикулированных интересов, предпочтений, интуиции и настроения лиц, принимающих решения. Результатом этого этапа может стать и «Решение не принимать решения» Если риск изменения ситуации выше, чем риск бездействия
5. Исполнение решений (имплементация) Фактические последствия могут сильно отклониться от прогностических оценок и ожиданий Эта фаза лишь недавно была осознана политологами как значимая фаза процесса принятия решений Со своими правилами, процедурами, методами и акторами
Система мотивации Участников процесса реализации политического решения - индивидуальных или коллективных Один из важнейших объектов имплементационного анализа и управленческого манипулирования Важным может оказаться и система текущего контроля и мониторинга, в том числе и общественного.
6. Контроль, мониторинг (оценивание) Фаза оценивания должны дать ответы на следующие ключевые вопросы: Каким образом можно оценить и замерить успех и эффективность решения? Кто уполномочен осуществить оценивание и в каких целях? Какие компоненты реализованного решения были успешны, а какие нет? Способствовала ли реализация решения поставленной цели и в какой степени?
Основные участники политического (policy) процесса Властные структуры Структуры гражданского общества (НКО различного вида) Научное и университетское сообщество
Участники и этапы процесса НКО Власть Эксперты 1. Выявл. проблемы *** * ** 2. Поиск решения ** ** *** 3. Выбор вариантов и лоббирование *** ** ** 4.Принятие решения - *** - 5. Исполнен. решения * *** * 6. Контроль ** ** **
Кто же формирует публичную политику? Исполнительная власть Представительная власть Бизнес - элита (деловые круги) Политические партии Неправительственные организации СМИ Криминальные структуры (?) Международные организации
Число участники политического процесса стоит увеличить Властные структуры Структуры гражданского общества (НКО различного вида) Бизнес Научное и университетское сообщество СМИ
5. ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Итак, публичная политика предусматривает реальный учет общественного мнения Однако и по поводу общественного мнения есть разные позиции. 1. Общественное мнение – объективно существует, и наша задача – его корректно выявить. 2. Общественное мнение = интересы (и ценности) социальных групп, их артикуляция возможна как на уровне спонтанных групп, так и ассоциаций
Общественное мнение: 3. Иногда сама «повестка дня» общественной дискуссии зависит от «прозорливости» ее инициаторов – Фабрик мысли или Центров публичной политики 4. Общественное мнение – результат грамотно спланированной PR – кампании, есть итог определенных «гуманитарных технологий»
Таким образом, по отношению к общественному мнение возможны подходы: Выявление Конструирование (образование) Манипулирование
Кто же в обществе отвечает за выявление общественного мнения? Традиционно считалось, что это – ученые-социологи Однако в последнее время на эту роль стали претендовать и лидеры ряда Некоммерческих организаций Претендующих на роль «Общественных экспертов»
Таким образом, возникает фигура Эксперта Заслуживают серьезного анализа отношения: Эксперт – Академическое сообщество Эксперт-Властные структуры Эксперт – общественные организации
Особенно вырастает роль эксперта Когда мы рассматриваем не только варианты «выявления» Но и «конструирования» общественного мнения. Например, при инициировании общественного обсуждения «проблем завтрашнего дня» Либо с позиции «внедрения» в общественное сознание понятия политкорректности
Когда политика – публичная? ПОЛИТИКА Политика как сфера борьбы за (государственную / публичную) власть Политика как процесс принятия властных решений (выработки «политического курса») Политика как процесс коммуникации общественных групп по поводу целей и задач (государственной) власти ПУБЛИЧНАЯ Способность выражать «общие интересы» + «прозрачность» = «открытая, доступная для публики»? Необходимость коммуникации между акторами данного процесса