Ребёнок идёт в школу.
Виды готовности к школе: Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика)Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями)Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться)Физиологическая (физическое развитие ребёнка, его состояние здоровья)
Физиологическая готовность: Состояние здоровья ребёнка оказывает огромное влияние на его успеваемость. Поэтому обязательно, даже при отсутствии жалоб, сводите его к окулисту, ЛОРу, стоматологу, хирургу.
Глаза. В последние год-два перед школой существенно возрастает нагрузка на глаза ребёнка: всё больше времени он проводит за рисованием, лепкой, собиранием конструкторов, а иногда – чтением и письмом. Родителям нужно учить ребёнка правильно сидеть за рабочим столом, устраивать перерывы каждые 15 минут, делать гимнастику для глаз. Также необходимо побольше гулять на свежем воздухе, двигаться.
Уши. Ухудшение слуха заметно не сразу. Ребёнок может даже не осознать поначалу, что он что-то не услышал, или услышал неправильно. Тем более, что это так легко списать на невнимательность. Поэтому проверка слуха перед школой обязательна!
Дыхательные путиу первоклассников не менее нежные, чем у малышей. Поэтому семилетки так же подвержены простудам, а частые простуды – это длительные пропуски занятий. У родителей еще есть время научить ребёнка правилам: не кричать на улице, не пить после горячего холодное, не сидеть на сквозняке, не находиться в запылённом помещении. Полезно также занятие пением: это не только тренирует связки, развивает легкие, учит правильно дышать, но и помогает развивать фонематический слух.
Зубы. Больные зубы – плохо не только в школе и перед школой, но и вообще. Мало того, что болят и вызывают неприятный запах изо рта, так ещё, оказывается, могут стать причиной отитов! Поэтому к стоматологу ходим раз в полгода.
Зачем идут к хирургу? Чтобы вовремя заметить, например, сколиоз. В школе ребёнок будет много сидеть, а значит, надо научить его делать это правильно, не напрягаясь и не изгибаясь. Кроме того, полезно заняться укреплением мышц спины ребёнка (лечебная физкультура, плавание, массаж) – потому что сильные мышцы – залог правильной осанки.
Иммунитет. Сейчас есть ещё время заняться укреплением иммунитета ребёнка. В этом родителям помогут проведённые на свежем воздухе игры, закаливание, здоровая пища, соблюдение режима дня.
Социальная готовность: К шести-семилетнему возрасту ребёнок приобретает многие черты полноценной личности. Он знает много игр, выдумывает сюжеты для них, исполняет разные роли. Ребёнок хочет стать взрослее, больше знать, учиться в школе.
Эмоциональная готовность: К 7 годам у ребёнка складывается самооценка, которая позволяет ему соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. В семье ребёнок узнаёт, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.
Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Такие дети охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.
Исключительно важным является появление чувства долга, способности прилагать усилия вопреки своим желаниям. Воля к учёбе является проявлением желания ребёнка стать взрослее, сделать шаг от детсадовских игр, воспринимаемых им как менее серьезное занятие, к началу школьного обучения, уделу «больших» и более взрослых.
Готовность к школе выражается таким показателем, как высказываемое ребёнком желание посещать школу. Такое стремление означает высокую вероятность успешной адаптации первоклассника к учебному процессу и серьёзным требованиям, предъявляемым к ребенку школьной программой.
Интеллектуальная готовность: Речь здесь идет не об умении читать, писать и считать, а о наличии некоторых умений и навыков, например, способности обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребёнка должна быть достаточно развита речь, познавательная активность, кругозор, образные и пространственные представления.
Способы определения готовности ребёнка к школе: Ребёнок 20 минут может самостоятельно лепить, рисовать; часто задаёт вопросы взрослым; рассказывает различные истории; легко и быстро запоминает стихи; у ребёнка есть друзья; ребёнок свободно общается со взрослыми Как ребёнок работает на занятиях; понимает ли и выполняет задания воспитателя; умеет ли отвечать на вопросы; проявляет ли активность и самостоятельность; как ребёнок общается со сверстниками; как ребёнок общается с воспитателем
Организация режима дня дошкольника: Занятия по 10-15мин, затем 15-20мин(формирует усидчивость, умение не отвлекаться)Обеспечение достаточного времени для игр, отдыха, снаМеньше времени для просмотра телевизора
Создание благоприятного климата семье: Не оказывать сильного давления на ребёнкаНе делать акцент на временных неудачахИсключить ссоры между родителямиПример родителей в организации собственного режима дняОрганизация совместного отдыха с семьёй
ЗдоровыйВесёлыйЗаинтересованныйУвлекающийсяАктивный ребёнок