Психология как профессия
РАБОТА ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ Педагог-психолог в детском садуПедагог-психолог в школеПсихолог в Доме ребенкаПреподаватель психологии в общеобразовательной школеПреподаватель психологии в ВУЗеПсихолог – реабилитологПсихолог- профконсультантСемейный психолог - консультант
Педагог –психолог в ОУ Внедрение практического психолога в образовательные учреждения началось в 1988 г.Основная цель: обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. Задачи: реализует в работе с детьми возможности развития каждого возраста, развивает индивидуальные особенности ребенка (интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр).; создает благоприятный для развития ребенка климат в детском саду; оказывает своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.
Преподаватель психологии в общеобразовательной школе Цель деятельности: ознакомление учащихся с предметом «психология»Профессиональные обязанности: донесение в доступной для школьников форме необходимого материала (программы); формирование представления о психологии; проведение различных тренингов, психологических игр, тестов, выявляющих способности, а также тестов на профессиональную ориентацию (для учащихся 10-11 классов); отвечать на различные вопросы учащихся.
Преподаватель психологии в ВУЗе
Психолог - реабилитолог Ориентиры деятельности:Совместная продуктивная деятельность специалистов-реабилитологов с ребенком и его семьей представляет собой динамичный процесс, развивающийся по мере изменения и перестройки социальных позиций, установок и способов взаимодействий в семье одновременно с формированием у ребенка новых межличностных и социальных отношений, культурных форм деятельности.Социальная ситуация развития ребенка создается и позитивно перестраивается в совместной продуктивной деятельности триады «Специалист-Ребенок-Семья» в виде поэтапно изменяющихся форм сотрудничества.В условиях совместной продуктивной деятельности специалиста, ребенка и родителей в реабилитационном процессе происходит переход на качественно новый уровень социального взаимодействия — сотворчество и соразвитие, что открывает возможности включения семьи с проблемным ребенком в нормальную социальную жизнь.
Семейный психолог-консультант Задача: оказание психологической помощи тому или иному человеку или небольшой группе людей, обратившемуся за ней к психологу, с помощью методов и техник, которые показали свою надежность. Семейный психолог-консультант - это профессиональный психолог, который специализируется на проблемах внутри одной семьи; он помогает одному человеку в случае, когда тот испытывает трудности в семейной жизни, но чаще всего такие семейные проблемы необходимо решать, обсуждая их со всеми членами семьи, задействованными в этой проблемной ситуации.
РАБОТА ПСИХОЛОГА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Клинический нейропсихологДетский нейропсихологПсихолог в психиатрической клиникеПсихолог (психотерапевт, консультант при наркологическом диспансере )Психолог – перинатологПсихолог- консультант в отделении экстренной психологической помощи «Телефон доверия»
Детский нейропсихолог Детские нейропсихологи проводят диагностику, анализ, выясняя структуру дефекта и в соответствии с этим выстраивают методы работы, чтобы помочь больному ребенку преодолеть его дефект. Нейропсихолог проводит обследование ребенка, выясняет, какие звенья высших психических функций развиты у него хорошо, сильно, а какие - более слабые, и за счет чего имеются те или иные трудности обучения. В таком случае нейропсихолог применяет как традиционные найропсихологические методики диагностического характера (функциональные пробы, тесты), так и методы «следящей» диагностики (включающие анализ продуктов деятельности и наблюдение за учеником на уроках, во время других занятий).
Психолог- перинатолог Проблемные ситуации, в которых может быть необходима психологическая поддержка нормально протекающая беременность; женщины, сохраняющие беременность в медицинских учреждениях; женщины после самопроизвольного прерывания беременности (выкидыша); беременность у женщин, не достигших совершеннолетия; женщины с многоплодными беременностями; женщины после искусственного оплодотворения; женщины, относящиеся к группе матерей-одиночек;женщины выступающие, как суррогатные матери; женщины, которые хотят отказаться от ребенка; оказание психологической поддержки во время родов; психологическая поддержка программы грудного вскармливания; психологическая поддержка в первые дни после родов, во время пребывания в роддоме.
РАБОТА ПСИХОЛОГА В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЭргономистВоенный психолог (психолог полка)Психолог в гражданской авиацииПсихолог – эксперт (в гражданской авиации)Психолог, работающий с персоналом банкаПсихолог железнодорожного депоКадровый консультант (консультант по персоналу) Психодиагност в управлении персоналомТренинг - менеджерПсихолог – консультант (психология менеджмента) Организационный психолог (консультант по управлению)
Военный психолог Работа военного психолога направлена на повышение эффективности деятельности военнослужащих, поддержаниеих психологической устойчивости и морально-психологического состояния.
Психолог- консультант в службе экстренной психологической помощи Основная функция работника службы ТД оказывать психологическую помощь тем людям, которые обратились в их службу сосвоими проблемами. Обращение в такуюслужбу добровольно, анонимно и, вбольшинстве случаев, носит разовый характер.Основные принципы работы:постоянная доступность; анонимность звонка; уважение по отношению к звонящему (абонент принимается таким, какой он есть; любые формы давления на клиента со стороны консультанта абсолютно недопустимы) и защита звонящего;консультантами являются люди, прошедшие отбор и профессиональную подготовку, постоянно повышающие свою квалификацию.
Психологи в гражданской авиации Задачами психологовявляются: выработка критериев профессиональной пригодности различных категорий работников на борту самолета;обучение работников службы сервиса основам психологии межличностного общения;исследование взаимоотношений в группе сотрудников и их влияния на качество обслуживания пассажиров (сервиса).Задачи психолога- эксперта:проведение предполетной экспертизы летчиков; Обследованию подлежат три блока психических образований: оценка памяти и внимания (заучивание 15 слов, запоминание с помощью пиктограмм, корректурная проба, «черно-красная таблица»); оценка мышления (задачи на простые и сложные аналогии, «компасы», «установление закономерностей»); оценка ситуативной и личностной тревожности (личностные тесты, опросники).
Кадровый консультант (консультант по персоналу) Основные задачи кадрового консультанта:Индивидуальная, групповая диагностика организации.Формирование групповых норм и организационной культуры.Разработка программ развития персонала (учебные планы и программы, включая планирование карьеры).Разработка программ стимулирования персонала.Участие в разрешении трудовых споров и конфликтов
Тренинг – менеджер —человек, который занимается профессиональным обучением и развитием персонала внутри организации. Задачи:проведение внутрифирменного обучения персонала по специально разработанным программам;мониторинг внешнего обучения и программ, которые предлагаются на внешнем рынкеПсиходиагност в управлении персоналомДолжностные обязанности: анализ информации, предъявленной к данной вакансии содержанием работы; изучение требований работодателя к предоставляемой кандидатуре на вакансию; подготовку к проведению собеседования; сбор и изучение предварительных данных о кандидате (анкета-резюме); проведение собеседования; анализ результатов собеседования и тестового обследования; подготовительную работу с кандидатом перед собеседованием у работодателя; формирование базы данных потенциальной рабочей силы.
Организационный консультант Цель деятельности организационного психолога (консультанта по процессу) – организация, способная успешно развиваться в условиях динамичного (непрерывно меняющегося) окружающего мира.Объекты деятельности – организация, персонал, управленческий состав, отдельные подразделения или работники организации.
Рекомендуемая литература Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. – М.: ИПК ГС, 1996.Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.Занковский А.Н. Организационная психология. Учебное пособие для вузов. М.: Флинта, МПСИ, 2000. Кабаченко Т.С. Психология управления. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000.Лютенс Ф. Организационное поведение. Перев. с англ. 7-го изд.- М.: ИНФРА-М, 1999.Психология менеджмента. Учебник /Под ред. С.Г.Никифорова. – СПб.: СПАбГУ, 2000.Управление персоналом. Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998