5 ноября 2008 года Послание Федеральному Собранию Президентская инициатива: «Наша новая школа» «Если во второй половине прошлого века российская образовательная система была признана во всем мире, то в настоящее время она «оставляет желать лучшего». С передовых позиций мы откатились. Слабость образовательной системы – это угроза конкурентоспособности страны в целом»
Основные направления развития Переход на новые образовательные стандарты Совершенствование учительского корпуса Развитие системы поддержки талантливых детей Изменение школьной инфраструктуры Сохранение и укрепление здоровья школьников «Наша новая школа» включает в себя пять пунктов: ФГОС
Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования начнется во всех образовательных учреждения РФ в 1-х классах с ФГОС
ФГОС * СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние стандарты
ФГОС Поэтапное введение ФГОС общего образования Переход на ФГОС начального общего образования общеобразовательных учреждений: 1 класс -2011г. 2 класс-2012г. 3 класс-2013г. 4 класс-2014г.
ФГОС
ФГОС Направления национальной образовательной инициативы Предоставить каждому учащемуся возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни. Новое поколение образовательных стандартов
ФГОС
ФГОС Переход на новые образовательные стандарты требования к структуре образовательных программ требования к условиям реализации образовательных программ требования к результатам их освоения Главное – не знания, а умение их добывать и ими пользоваться
к результатам освоения основной образовательной программы к структуре основной образовательной программы к условиям реализации основной образовательной программы организация и содержание планируемые и достигаемые результаты ресурсы и условия Требования ФГОС:
Требования ФГОС: Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты Личностные результаты (система ценностных отношений, интересы, мотивации учащихся и др.) Метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях) Предметные результаты знания и умения, опыт творческой деятельности и др.
ФГОС Цель образования: 1 поколение ФГОС 2004г. Усвоение знаний, умений, навыков 2 поколение ФГОС 2010г. Общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся Новое поколение ФГОС базируется на системно-деятельностном подходе
ФГОС Цель образования: Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
ФГОС Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Новой школе – новые стандарты Особенности организации деятельности учителя и учащихся на уроке нового типа Традиционная дидактика Деятельность учителя Деятельность ученика Новая дидактика Совместная деятельность учителя и ученика
ФГОС Система дидактических принципов Принцип целостного представления о мире. у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. Принцип непрерывности. преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики. Принцип минимакса. школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. Принцип психологической комфортности. снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома». Принцип вариативности. предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Принцип творчества (креативности). предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Принцип деятельности. формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.
ФГОС ФГОС Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения: Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание; Стандарты второго поколения ориентированы на результат. Что это означает? Раньше учитель должен был выдать программу (содержание). Сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов.
способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Передача готовых знаний Объяснить все так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей Необходимо исключить Развитие умений по применению знаний Учитель-режиссер. Ученик сам открывает новые знания через содержание УМК. Продуктивные задания – получение нового продукта – своего вывода, оценки. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний. цель текст методика Нужно стремиться
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение) смыслообразование (ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать); нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.)
(обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.) целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция
общеучебные универсальные действия (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, и т.д.) логические (анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; действия постановки и решения проблем.) постановка и решение проблемы (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.)
(обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов, принятие решения и его реализации; управление поведением партнера- контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
ФГОС ФГОС
результаты промежуточной аттестации результаты итоговых работ Две составляющие итоговой оценки ФГОС
ФГОС Проведение контрольных испытаний (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образованием); Представления выпускниками учреждений общего образования портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности.
ФГОС Индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
ФГОС Портфолио ученика 1-4 класса составляется родителями; Портфолио ученика 5 – 6 класса составляется учеником при участии родителей; Портфолио ученика 7 – 9 класса составляется учеником, оформляется при участии родителей; Ведение портфолио обязательно для учащихся 9 и 11 классов, учащихся предпрофильных и профильных классов. Работа с портфолио ведется под контролем классного руководителя, с привлечением учителей предметников. Портфолио ученика 10 – 11 класса составляется и оформляется учеником.
ФГОС Раздел 1. Общие сведения Раздел 2. Основные сферы деятельности Раздел 3. Успеваемость Раздел 4. Общественная деятельность Раздел 5. Успешность Раздел 6. Перспективы
ФГОС
ФГОС любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
ФГОС ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Планируемые результаты освоения основной образовательной программы Учебный план Внеурочная деятельность Программа формирования универсальных учебных действий Программа духовно-нравственного развития, воспитания Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа коррекционной работы Система оценки достижения планируемых результатов 5. 7. 8. 9. 10. 3. 4. 1. 2. 6. Программы отдельных учебных предметов, курсов Основная Образовательная программа
ФГОС Учебный план
Требования к разделам основной образовательной программы Внеурочная деятельность 4 Организуется по направлениям развития личности: Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное
ФГОС № п/п Название курса Учитель Кол – во часов в неделю 1. Доноведение Моисеева И. Н. 1 2. Почемучка Моисеева И. Н. 1 3. Риторика Чернякова Е. Е. 1 4. Подвижные народные игры Чернякова Е. Е. 1 5. Юный исследователь Щербаченко Т. А. 2 6. Волшебная палитра Лекомцев С. И. 2 7. Музыкальный театр Лопатченко Л. Н. 1 8. Информатика в играх и задачах Мамонтова Л. В. 1
ФГОС УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Финансы Кадры Учебно-методическое и информационное обеспечение Материально-технические условия Информационно-образовательная среда
ФГОС Направления национальной образовательной инициативы Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, привлечение нового поколения учителей. Совершенствование учительского корпуса
ФГОС Новое качество образования в современной России «Мы должны получить новых учителей и новых учеников (в переносном смысле этого слова), то есть подготовленных учителей, независимо от их возраста, которые любят свое дело и хотят работать в школе…» Д.А. Медведев
ФГОС Ключевой фигурой Новой школы и является учитель, на которого возлагается основная ответственность за качество и доступность образования. Новый учитель – это творческая, независимая, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно развитая личность. Также учитель новой школы должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в этом информационном пространстве. Человек, любящий свою работу и своих воспитанников. Это личность, близкая к идеалу, а не просто урокодатель. Именно любовь к детям делает личность учителя уникальной и отличает эту профессию от остальных. Вот поэтому необходимо начать преобразование школы с учителя (в частности с учителя начальных классов), т.к. переход на ФГОС осуществляется именно в начальной школе. Если учитель хочет быть нужным в 21 веке, он должен перестроиться на новые требования. «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» Конфуций. Новой школе – нового учителя.
ФГОС Направления национальной образовательной инициативы К каждому ученику — индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Сохранение и укрепление здоровья школьников
ФГОС Направления национальной образовательной инициативы Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Система поддержки талантливых детей
ФГОС Направления национальной образовательной инициативы Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно. Изменение школьной инфраструктуры
Учебный план должен содержать 9 (10) учебных предметов (курсов), из них 3 (4) профильных курса
ФГОС
ФГОС ФГОС старшей школы (преемственность и развитие) Из Концепции профильного обучения (2002 г): «На старшей ступени школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда……»
ФГОС * ФГОС старшей школы (преемственность и развитие) Из Концепции профильного обучения (2002 год): Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования ФГОС старшей школы (преемственность и развитие) ФГОС старшей школы (преемственность и развитие)
ФГОС ФГОС старшей школы (преемственность и развитие) Из Концепции профильного обучения (2002 год): обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с возможностями построения индивидуальных учебных планов расширить возможности социализации обучающихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ профессионального образования