МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН СПАССКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИЖ-БОРИСКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НОМИНАЦИЯ Пропорции и пропорциональные зависимости Автор проекта: Кузьмин Сергей Юрьевич, учитель математики Почтовый адрес: 422867 Республика Татарстан Спасский район с. Иж – Борискино ул. Центральная, дом 28 Телефон: (884347)38744 E-mail: [email protected]
Цель урока: совершенствование умений и навыков решения уравнений и задач с помощью пропорциональной зависимости. Задачи: Образовательные повторить понятия пропорции и отношения, прямой и обратной пропорциональной зависимости; Повторить правила нахождения неизвестных членов пропорции; закрепить навыки решения задач, содержащих прямую и обратную пропорциональные зависимости. Воспитательные воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму проведения урока. Развивающие развивать логическую смекалку; развивать творческое мышление. Тип урока: урок повторения и закрепления знаний учащихся по теме: “Отношения и пропорции”. Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная. Оборудование: компьютер, проектор, магнитофон. Дидактическое обеспечение урока: набор индивидуальных карточек , презентация PowerPoint “Путешествие по Солнечной системе”, диск с музыкой космоса
Аннотация к уроку Данный урок математики проводится в 6 классе, при изучении раздела «Отношения и пропорции». Урок проводится в форме виртуального путешествия по планетам Солнечной системы. На данном уроке закрепляются умения практического применения своих знаний по данной теме и выявить пробелы в знаниях детей.
12апреля 1961года – 12апреля 2011года (Звучит лёгкая космическая музыка) Добрый день, ребята. 2011 год объявлен Годом российской космонавтики. Это очень знаменательно, так как в в этом году мы с вами будем праздновать пятидесятилетие полета в космос Ю.А.Гагарина. И сегодняшний урок мы посвятим этому событию. Урок у нас с вами будет необычным. Давайте мы совершим виртуальное путешествие по планетам Солнечной системы.
Немного истории Ребята, самые большие достижения в области покорения космоса принадлежат нашей стране - России. Одни из первых: 4 октября 1957г. При помощи ракеты был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли. Это сделала группа ученых под руководством С.П. Королева. 12 апреля 1961г. был совершен первый полет в космос человека. Им стал Ю.А. Гагарин.
Юрий Алексеевич Гагарин Простой деревенский паренек с детства мечтал летать. Во время учебы в г. Саратове он посещал аэроклуб и прыгал с парашюта. Затем он поступил в летное училище в Оренбурге в 1960 г. Ю.А. Гагарин в числе первых начал готовиться к полету в космос, и вот его мечта осуществилась. Это произошло 12 апреля 1961 г. Во время полета он облетел нашу землю за 108 минут и благополучно вернулся на землю.
Подготовка к полёту Прежде чем полететь в космос, космонавты проходят большой цикл подготовки на земле. Один из видов подготовки - изучение бортовой и полетной документации.
Проверим теоретические знания - Что называется отношением чисел? - на что показывает отношение двух чисел? - что называется пропорцией? -сформулируйте основное свойство пропорции -как найти неизвестный крайний член пропорции? -как найти неизвестный средний член пропорции? -какая пропорциональность называется прямой? -какая пропорциональность называется обратной?
Отношения
Опорная схема
лётная и парашютная подготовка Космонавт должен уметь прыгать с парашютом. И сейчас у вас тоже есть возможность совершить прыжок с парашютом, для этого каждый ряд должен быстро и правильно решить примеры.
Устный счёт 1. а) 3,5 : 0,5 = 5 + 2 б) 40 : 5 = 1/3 : 1/24 Вопрос: Какие из данных равенств являются пропорциями? Почему? 2. а) 105 : __ = 70 : 2 б) 15 : 3 = __ : __ Вопрос: Назовите пропущенные числа. Какие из этих заданий имеют конечное множество решений? Бесконечное? Почему? 3. 1/2 : 1/4 = 10 : 5 Задание: Проверьте данную пропорцию двумя способами. 4. а) x : 6 = 3х : 18 б) x : x = 3 : 5 Вопрос: При каком значении x верна пропорция?
Устный счёт 1. За 2 кг картошки заплатили 10 рублей. Сколько стоят 8 кг картошки? В процессе устного обсуждения выясняем, что стоимость и количество товара при данной цене являются величинами прямо пропорциональными. Значит, при увеличении количества товара, стоимость товара увеличится в то же число раз. Ответ: 40 рублей. 2. Два трактора вспахали поле за 6 дней. За сколько дней вспашут это поле 4 трактора, если будут работать с той же производительностью? В процессе устного обсуждения выясняем, что время работы и количество рабочей силы являются величинами обратно пропорциональными. Значит, при увеличении количества рабочей силы, время работы уменьшится в то же число раз. Ответ: 3 дня.
Подготовка к полёту Следующее испытание – центрифуга. Будущие космонавты должны выносить перегрузки на пределе человеческих возможностей. Вы должны пройти эстафету, каждый номер следующего задания указывает ответ предыдущего.
1. Укажите количество делителей числа 4 2. Найдите х из пропорции: 3. Вычислите: 4. Вычислите: х:4=6:8 5. Укажите чему равна длина отрезка на карте, если его длина на местности 1 км и масштаб карты 1:100000
Старт Я вижу, вы хорошо готовы к нашему путешествию. Заправлены в планшеты космические карты. Отправимся мы в путь прямо из-за парты. Итак! Внимание! Взлет! И наша ракета помчалась вперед. Прощально мигнут и растают вдали Огни золотые любимой земли.
Солнечная система Звездное небо. Что может быть необычнее и притягательнее? Россыпь звезд, яркий свет далеких галактик.
Планета неясности Земля Сказочная Уравняндия Звездалия
Уравняндия Внимание! Прямо по курсу неизвестная планета
Уравнения
Планета неясности В иллюминаторе нашего корабля видна планета. Это новая планета. Это планета Неясности. Почему она так названа? Её жители не могут справиться с задачей, у них много вопросов Прочитаем и рассмотрим эти задачи вместе. Решить задачи, составляя пропорции. Вариант 1 Длина Ширина Решение I прямоугольник 9м 4м 9:3=х:4 II прямоугольник 3м х м? х=12 Ответ: 12м Вариант 2 Длина Стоимость Решение I прямоугольник 5м 120р 5:10=120:х II прямоугольник 10м х р? х=240 Ответ: 240р
Планета сказочнаяНа сказочной планете мы встречаем старых знакомых и вот они задают нам задачи, решив которые мы можем продолжить полёт. Задача 1. Ежегодно Леший устраивает субботник по озеленению леса. На нём были посажены ёлки. Принялись 95% посаженных ёлок. Сколько ёлок посадили, если принялось 57 ёлок? Задача 2. Баба-Яга варит волшебное зелье: на 100 г дёгтя надо взять 60 г слёз Кикиморы. Сколько слёз Кикиморы надо взять на 650 г дёгтя? (Задания выполняются у доски с комментированием, остальные учащиеся работают в тетрадях). После выполнения задания космический корабль переправляется на другую планету.
Физкультминутка Для космонавтов очень важна дисциплина и правильная посадка. Тихо все, ребята, встанем, Плечи дружно мы расправим. Руки весело поднимем, Разведём их в стороны И посмотрим, ровно ли, Опустили разом вниз Тихо, тихо все садись.
Шифровка На борт нашего корабля поступили какие-то странные зашифрованные сигналы. Оказывается, чтобы пролететь мимо планеты Звездалия, надо разгадать шифровку. Итак, предлагается 5 примеров. Ответ каждого примера находится в этой же строчке. Решили первый пример, записали под какой цифрой находится его ответ, и т.д. Получаем код из пяти цифр).
Предлагается 5 примеров. Ответ каждого примера находится в этой же строчке. Решили первый пример, записали под какой цифрой находится его ответ, и т.д. Получаем код из пяти цифр.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ1 вариант 42134 2 вариант 13421
Тест На нашем пути планета без названия, давайте назовём её –пропорция в честь темы нашего урока. Но это надо заслужить – надо выполнить тест
Возвращение домой ( Звучит легкая космическая музыка. Приложение 3) Снова отправляемся в открытый космос. Закройте глаза и представьте перед собой картину. Темное небо. Маленькая точка. Точка приближается и превращается в шар. Мы уже можем различить на точке синий цвет – это океаны. Желтый и коричневый – пески. Зеленый цвет – леса. Вы летите над планетой Земля. Мы возвратились на землю!
Рефлексия На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я устал / не устал 5. Мое настроение стало лучше / стало хуже 6. Материал урока мне был понятен/ не понятен полезен / не полезен интересен / скучен 7. Домашнее задание легким / трудным интересно / не интересно
Домашнее задание: П.20-22, Учащимся раздаются карточки с текстом индивидуальной работы. Второй вариант – для более подготовленных учащихся. 1 вариант: Автомобиль на 56,8 км пути затратил 4,26 л бензина. Сколько литров бензина потребуется ему, чтобы проехать 160 км? На путь от одного поселка до другого велосипедист, двигаясь со скоростью 12,5 км/ч, затратил 0,7 ч. С какой скоростью он должен был ехать, чтобы преодолеть этот путь за 0,5 ч? 2 вариант: Самолет, двигаясь со скоростью 720 км/ч, пролетел расстояние между двумя городами за 2,25 ч. На сколько ему надо увеличить скорость, чтобы сократить время перелета на 15 минут? За 6,4 м ткани заплатили 84,8 руб. Сколько рублей надо заплатить за отрез такой же ткани, в котором на 1,6 м больше, чем в первом?