Содержание Исследование зависимости электропроводности от рода вещества
I. Электрический ток в растворах электролитовВещества, растворы которых проводят электрический ток, называются электролитами. Электрический ток в жидких проводниках—в растворах электролитов (растворах солей, кислот, щелочей и др.) представляет собой поток заряженных частиц вещества — ионов. Ионы возникают в растворе вследствие взаимодействия молекул растворяемого вещества с молекулами растворителя (воды). Ионы в растворах электролитов, как и свободные электроны в металлах, движутся беспорядочно. Но когда электроды присоединяют к полюсам источника тока, в растворе возникает электрическое поле. Под воздействием поля ионы, сохраняя хаотическое движение, одновременно начинают двигаться в определенном направлении. Положительные ионы направляются к электроду, соединенному с отрицательным полюсом источника (катоду), а отрицательные ионы — к электроду, соединенному с положительным полюсом (аноду). Дойдя до соответствующих электродов, ионы отдают им свои заряды и, став атомами или молекулами, выделяются на электродах или вступают в химические реакции. При растворении электролита в жидкости, например хлорида натрия в воде, взаимодействие молекул жидкости с молекулами электролита ослабляет связь между частями молекул электролита, и некоторые из них разделяются на положительные и отрицательные ионы. Разделение молекул электролита на ионы происходит за счет энергии теплового движения молекул. В электрическом поле ионы электролита приходят в движение: положительные ионы движутся к катоду, отрицательные — к аноду. Так возникает электрический ток в электролите. При повышении температуры кинетическая энергия движения молекул возрастает, что приводит к увеличению числа пар образующихся ионов, то есть к увеличению концентрации электролита. Из-за увеличения концентрации ионов значение электрического сопротивления электролита с повышением температуры уменьшается. В данной исследовательской работе проводились опыты по определению зависимости силы тока от напряжения в водных растворах в зависимости от температуры, концентрации электролита и рода вещества раствора. Цель данной работы – выяснить, насколько используемая человеком вода является чистой, и сделать сравнительный анализ используемой воды.
II. Исследование электропроводности водных растворов.Условия проведения опыта Для проведения опытов использовались дождевая, речная и водопроводная вода, раствор поваренной соли (NaCl). Электрическое поле в растворе создавалось с помощью выпрямителя В24, прибора для электролиза (вместо угольных стержней использовались медные электроды). Силу тока измеряли школьным лабораторным миллиамперметром. Температуру измеряли лабораторным термометром.
1).Исследование зависимости электропроводности от рода вещества
Опыт №1. Электропроводность водопроводной воды Взяли 200 мл водопроводной воды, налили ее в пластиковый стакан (температура воды 20˚С), опустили в нее электроды. Выпрямителем подавали на электроды напряжение. Измеряли при помощи миллиамперметра силу тока через раствор. По данным опыта построили вольт-амперную характеристику
Опыт №2 Электропроводность дождевой воды Взяли 200 мл дождевой воды и повторили опыт №1. Результаты опыта на графике
Опыт №3.Электропроводность речной воды. Взяли 200 мл речной воды и повторили опыт №1. Результаты опыта на графике
Выводы о зависимости электропроводности от рода вещества По результатам этих опытов делаем выводы: вода исследуемых видов не является чистой, так как обладает определенной электропроводностью. наибольшей электропроводностью обладает водопроводная вода; средней электропроводностью -дождевая вода, а наименьшую электропроводность имеет речная вода.
2) Исследование зависимости электропроводности от концентрации электролита.
Опыт №4 Электропроводность раствора соли концентрацией 5 г/л Взяли 200 мл водопроводной воды, налили в пластиковый стакан, растворили в ней 1г поваренной соли (концентрация раствора 5г/л). Опустили в полученный раствор электроды и, подавая на них напряжение, измеряли величину силы тока. Результаты опыта представлены на графике
В последующих опытах увеличивали концентрацию раствора от 5 г/л до 20 г/л. Результаты этих опытов представлены соответственно на графиках №№5, 6, 7.
Опыт №5. Электропроводность раствора соли концентрацией 10 г/л Добавили в предыдущий раствор еще 1 г соли. Концентрация раствора стала 10г/л. Повторили предыдущий опыт. Результаты опыта на графике
Опыт №6 Электропроводность раствора соли концентрацией 15 г/л
Опыт №7Электропроводность раствора соли концентрацией 20 г/л
Выводы о зависимости электропроводности от концентрации электролита По результатам опытов 4 – 7 делаем вывод: при повышении концентрации электролита электропроводность раствора возрастает. При проведении этих опытов обнаружено интересное явление – при концентрации 25 г/л электропроводность раствора может резко увеличиваться даже при неизменном подаваемом напряжении.
3) Исследование зависимости электропроводности от температуры
Опыт №8 Зависимость электропроводности от температуры Взяли 200 мл водопроводной воды при температуре 20˚С. Налили ее в тонкостенный алюминиевый стакан. Поставили этот стакан на кольцо штатива и подогревали его на спиртовке. Температуру жидкости контролировали термометром. Одновременно подавали на электроды, опущенные в данный стакан, напряжение и измеряли силу тока через раствор. Результаты опыта на графике
Выводы о зависимости электропроводности от температуры при повышении температуры электропроводность раствора возрастает
Данная работа показала, что абсолютно чистой воды в природе не существует. Любая вода в той или иной степени содержит в себе растворы других веществ, это обуславливает ее электропроводность. Хотя в сравнении с металлами эта электропроводность невелика.Результаты работы подтверждают необходимость соблюдения ТБ при выполнении работ с электроприборами: нельзя выполнять данные работы мокрыми руками или в сырых помещениях, так как существует опасность поражения электрическим током.
Детская энциклопедия для старшего и среднего возраста. 2-е издание. Т.3. «Просвещение», М., 1966.Иллюстрированная энциклопедия школьника. Наука и техника. М., «Росмэн»,1999.Кабардин О.Ф. Физика. Справочные материалы. М., «Просвещение»,1985.Справочник школьника. Физика: М.; Филологическое общество «Слово