Урок № 23 Тема: «Проблемы одиночества»
Светлым августовским деньком на лесной поляне тепло и уютно. Сотни цветов, трав, кустарников и насекомых с наслаждением нежатся на ней. Кто-то перебирается поближе к солнечным лучам, кто-то стремится спрятаться в тенек, кто-то расположился поближе к речке, а кто-то подальше от протоптанных дорожек. Всем весело и радостно. И только Одинокий Горный Цветок устало поглядывает на все это веселье с каменистого склона. Уж он-то знает цену всем этим теплым чувствам. «Цена им - грош», - бормочет он. «Не ради любви и дружбы собрались они здесь и даже не просто так - они все преследуют свои меркантильные интересы. Тот гриб внизу, возле березы, делает вид, будто предан до гроба этой самой березке, даже назвался подберезовиком, а на самом деле... рядом с березой он получает то, что не может получить в других местах. А пчелы! Жужжат о любви всем цветам подряд, а сами-то то и дело нектар домой таскают. И цветочки зря время не теряют: радостно принимая пчелок, не забывают опылиться. Но в особое умиление меня приводит сладкая парочка - пень и мох. Перед всеми щеголяют неразлучностью своей и настоящей дружбой, а сами... мох сосет из пня весь сок, а тот и рад - не остался на старости лет одиноким, делает вид, что не замечает корысти своего «друга»». - «Все они такие», - цинично улыбается Одинокий Горный Цветок. Но с каждым днем его улыбка становилась все грустнее и неуверенней. Хотя он все же знал, он твердо верил, что однажды наступит день, когда ему удастся доказать всем этим влюбленным в жизнь созданием, что чувства их - сплошная игра, и кроме корысти в их поведении нет ничего. И вот однажды... наступила зима. Поляну покрыл густой слой снега, а в горный склон ударил беспощадный ледяной ветер... Вопросы к классу: - О чем притча? - Какое отношение она имеет к нашему уроку?
Цели и задачи: Понимать: роль одиночества в формировании личности подростка; противоречивость влияния одиночества на процесс социализации подростка. Знать: термины и понятия «одиночество», «депрессия», «суицид»; причины, которые приводят подростка к одиночеству; современные трактовки психологической науки о влиянии одиночества на поведение подростков. Уметь: давать характеристику явлению одиночества; составлять портрет одинокого подростка; определять факторы социальной среды, вызывающие одиночество у подростков; высказывать суждения на обществоведческие темы; работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично; осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания. Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию одиночества на формирование подростка; объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
План урока: 1. Одиночество. 2. Одиночество: «против» и «за». 3. Практическая часть.
Введение в новый материал Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни. Попробуем и мы исследовать это явление…
1. Одиночество В настоящее время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология. Задание: продолжите фразу: «Одиночество – это…»
Действительно, для одних одиночество — результат осознания человеком оторванности и конечности его существования, сопровождающееся отчаянием и потерей надежды, для других — активное творческое состояние, благоприятная возможность для общения с самим собой и источник силы. - Как вы считаете, тема одиночества является важной для обсуждения? - Как часто подросток ощущает себя одиноким?
Задание: «Нарисуйте» портрет одинокого подростка.
Одинокий подросток
Следовательно, одиночество ассоциируется у вас с состоянием непонятности другими, отсутствием дружеских контактов, отчужденностью. Правда, некоторые отметили романтизм и непохожесть на других. Задание: разбившись на группы, обсудите вопрос о причинах возникновения чувства одиночества у подростков.
Причины одиночества:Непонимание со стороны близкого окружения человека, которое не хочет его принимать. Собственная неуверенность. Неумение общаться. Глобальная переоценка ценностей, происходящей в обществе. Нарушение глубинных социально-психологических связей взрослых и детей. Предательство. Несчастная любовь. Острый дефицит внимания и уважения к молодежи. Жизнь в мегаполисах, где уделяется мало внимания отдельным личностям.
Задумаемся…Как вы думаете, когда впервые человек чаще всего начинает ощущать одиночество? Как меняется это чувство с возрастом?
Делаем выводы…Да, действительно, одиночество впервые появляется в юности. Зрелость обычно укрепляет личностное «я», предоставляет психике больше возможностей переключиться на другие переживания и сильнее привязывает к реальности. В зрелом возрасте человек занят делом, у него множество контактов и активное взаимодействие с людьми, менее глубокие связи и меньше эмоциональных привязанностей. Но к старости одиночество вновь набирает силу.
2. Одиночество: «против» и «за»Представим себе, что мы присутствуем на заседании дискуссионного клуба, тема которого: «Одиночество: «против» и «за». Задание: условно поделитесь на две группы. Первая группа: найдите аргументы против одиночества, выявив негативные последствия этого явления. Вторая группа: найдите аргументы за одиночество, выявив позитивные последствия этого. Работу презентуйте.
Негативные последствия одиночества Возникает сильный страх неудачи, и человек замыкается в себе. Он не пытается искать новых друзей, не желая вновь испытывать боль, вновь оказаться непринятым Первая ловушка одиночества – это чрезмерные требования и негативное отношение к самому себе Вторая ловушка – чувство собственной важности, значимости, исключительности
Позитивные последствия одиночества
Задумаемся…Что делать человеку, желающему избавиться от одиночества и пойти навстречу другим людям?
Советы психолога:1. Уточнить свое представление о самом себе. Внутренний образ замкнутого и необщительного человека не дает возможность выбирать другие стратегии поведения. Когда человек вырабатывает другое представление о себе, он может тренировать новые модели поведения. С этой целью возможно обращение к психотерапевту. 2. Преодолеть свой страх перед знакомством с другими людьми, перестать волноваться из-за того, что могут подумать другие люди о вас. 3. Научиться активно устанавливать контакты с другими людьми, а также выстраивать и поддерживать эмоционально теплые взаимоотношения. 4. Перестать считать себя слишком "важным" и "значимым" для окружающих людей (а также "слишком умным", "успешным", "красивым", "обеспеченным", либо "недостаточно умным", "успешным" для того, чтобы общаться). 5. Изучить правила бесконфликтного общения, приобрести навыки грамотного решения конфликтных ситуаций.
1. Уточнить свое представление о самом себе. Внутренний образ замкнутого и необщительного человека не дает возможность выбирать другие стратегии поведения. Когда человек вырабатывает другое представление о себе, он может тренировать новые модели поведения. С этой целью возможно обращение к психотерапевту. 2. Преодолеть свой страх перед знакомством с другими людьми, перестать волноваться из-за того, что могут подумать другие люди о вас. 3. Научиться активно устанавливать контакты с другими людьми, а также выстраивать и поддерживать эмоционально теплые взаимоотношения. 4. Перестать считать себя слишком "важным" и "значимым" для окружающих людей (а также "слишком умным", "успешным", "красивым", "обеспеченным", либо "недостаточно умным", "успешным" для того, чтобы общаться). 5. Изучить правила бесконфликтного общения, приобрести навыки грамотного решения конфликтных ситуаций. Кто-то из мудрых написал следующие строки: одиночество не поддается статистике и анализу, хотя современная психология и психоанализ и берется излечить эту якобы болезнь. Нет смысла описать это чувство, ведь оно столь же лично, как и любовь или ненависть, и истоки его вовсе не в реальности и окружающем нас мире, а в душе, и нельзя судить, худо оно или же хорошо – быть одиноким. Ведь на месте этого человека на вершине одинокой горы и смотрящим в небо может оказаться любой из нас, и каково ему сейчас, мы можем лишь догадываться и строить домыслы. Когда же мы сами оказываемся одиноки, у нас нет слов, и мы молчим, смотря наверх, то ли спрашивая что-то, то ли ожидая столь желанного ответа. Помни: ты не один… Помните об этом…
Домашнее задание: Выучить § 21 и выполнить разноуровневые задания: 1 вариант: опишите одинокого подростка. 2 вариант: продолжите фразу: «Подросток чувствует себя одиноким, когда…». Ответ аргументируйте. 3 вариант: придумайте притчу об одиночестве.
Желаю успеха!