Урок № 22 Тема: «Подросток в обществе риска»
Послушайте древнюю притчу. Юноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики. - Умеешь ли ты лгать? - спросил мудрец. - Конечно, нет! - А воровать? - Нет. - А убивать? - Нет. - Так иди и познай все это, - воскликнул мудрец, - а познав, не делай! Вопросы к классу: - О чем эта притча? - В чем ее смысл? - Какое отношение она имеет к уроку?
Цели и задачи: Понимать: значение социальной среды в формировании личности подростка; сущность общества риска. Знать: термины и понятия «общество риска», «суицид», «инфантильность»; причины попадания подростка в общество риска; современные трактовки психологической наукой социального портрета молодежи. Уметь: давать характеристику проблем молодежи; определять и анализировать факторы, вызывающие эти проблемы; высказывать суждения на обществоведческие темы; работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично. осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания. Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку и выразить свое отношение к роли и влиянию отрицательных ценностей на формирование подростка; объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
План урока: 1. Важные закономерности. 2. Подросток и взрослый. 3. Подросток и ситуация риска.
Задание: Как вы считаете, легко ли быть молодым?
Подведем итоги…Итак, мы выяснили, что подростку живется не так уж беззаботно, как себе представляют некоторые взрослые. А можно ли избежать некоторых ошибок и, тем самым, облегчить себе жизнь? Попробуем поразмышлять на эту тему.
1. Важные закономерностиУченые пришли к выводу, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Задание: подумайте над этим утверждением и выскажите свое мнение относительно его верности.
Подростки в наши дни находятся в большей опасности, чем их предшественники
Подведем итоги…Таким образом, мы установили две важные закономерности: Современный подросток встречается с большим числом рисков, чем его предшественники На детей и подростков выпадает большая доля опасностей, чем на взрослых.
2. Подросток и взрослыйПочему же на детей выпадает большая часть опасностей, чем на взрослых? Ведь родители стараются вас опекать, лелеять и холить? Чем взрослые отличаются от подростков?
Возможные версии:Физические данные: рост, физическая сила Умственные способности Отношение к опасностям и риску Объем знаний Опыт Умение принимать правильные решения в сложных ситуациях Стремление брать на себя дополнительную ответственность Наличие проверенных друзей, готовых прийти на помощь в трудную минуту Сложившаяся система ценностей и норм поведения Ребенок не умеет отстаивать свои права
Подведем итоги…Следовательно, мир взрослых и мир подростков отличается друг от друга. Однако в жизни мы видим, как молодые люди, не осознавая этого, пытаются слепо копировать взрослый образ жизни, естественно, попадая в ситуации риска. Задание: приведите примеры подобного поведения: раннее употребление алкоголя и наркотиков; ранее приобщение к курению; раннее начало половой жизни.
Подумайте…Как вы думаете, решает ли подобное поведение все проблемы подростка? К чему это может привести?
Задание:Разбившись на группы, обдумайте ответ на вопрос: Что, с вашей точки зрения, может еще спровоцировать тяжелое положение человека в социуме?
Возможные версии ответов:Неблагополучная обстановка в семье Неблагополучное соседство и общественная необустроенность Переводы и частые переезды Доступность наркотиков и алкоголя Семейная предрасположенность Неумелость и непоследовательность воспитания Неуспеваемость и нежелание учиться Общение с употребляющими алкоголь и наркотики сверстниками Положительное отношение к алкоголю и наркотикам
3. Подросток и ситуации рискаВ подростковом возрасте человек проходит трудный путь познания мира, формирования личности, постоянно сталкивается с внешними и внутренними препятствиями, борется с ограничениями со стороны взрослых, борется с собственной беспомощностью, стремится выразить себя и свои чувства. Таким образом, чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо проводить большую внутреннюю работу над собой. А для этого надо научиться избегать факторы риска, которые оказывают отрицательное воздействие на формирование личности.
Задание: разбейтесь на творческие группы. Первая группа работает с фактором риска «Шум». Вторая группа работает с фактором риска «Опасность городских дорог и движения на них». Третья группа работает с фактором риска «Телепросмотры». Четвертая группа работает с фактором риска «Раннее сексуальное развитие детей». Пятая группа работает с фактором риска «Алкоголь, наркотики, табак». Группы должны выполнить следующие задания: - проанализируйте отрицательное воздействие данного фактора на подростка; - приведите примеры, подтверждающие данный вывод; - спрогнозируйте последствия данного фактора риска; - работу презентуйте.
Фактор риска: ШУМ Тинэйджеры – самая шумная возрастная группа населения страны. Современное общество – самое шумное за всю историю существования человечества СОВЕТЫ ВРАЧА: держитесь подальше от усилителей; берегите органы слуха, используя беруши и пробки для защиты слуха
Фактор риска: Городское движение на дорогах
Фактор риска: Телепередачи, Интернет
Фактор риска: РАННЕЕ СЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Искаженное представление нравственных ценностей Распущенность Депрессии Суицид Ранние браки, которые недолговечны Появление детей, к которым не готовы
Факторы риска: вредные привычки АЛКОГОЛЬ, НАРКОТИКИ, ТАБАК Страшные факты статистики: Курят много в старших классах – 63% Опробование алкогольных напитков – с 7-8 класса За 4 года в 6 раз увеличилось число наркоманов-подростков 15-17 лет
Подведение итоговПочему современное общество можно назвать обществом риска? - Какие правила, с вашей точки зрения, необходимо соблюдать, чтобы избежать подстерегающие вас опасности? - Как вы понимаете выражение «Риск – благородное дело»? Можно ли применить подобную поговорку применительно к нашему уроку? - Почему именно подростки считаются в обществе «группой повышенного риска»? Закономерно ли это?
Домашнее задание:Выучить § 20 и выполнить дифференцированные задания: 1 вариант: напишите ответ автору письма «Полихимические сны» Ирине Вернанской. 2 вариант: подберите примеры, используя ресурсы Интернета, подтверждающие, что наше общество можно назвать обществом риска. 3 вариант: перечислите и охарактеризуйте факторы риска для молодежи в нашем обществе.
Желаю успеха!